Пантера II

Пантера II


В феврале 1943 года были разработаны тактико-технические требования к танку «Пантера II», предполагавшие высокую степень унификации танков «Тигр И» и ‹ Пантера». Осуществить это оказалось достаточно просто, так как на заводах Henschel производились машины обоих типов.
На «Пантере II» предполагалось использовать «тесную башню» и новый корпус. Его лобовая броня дости]ала 100, бортовая - 60, а кормовая - 40 мм

Вооружение - 88-мм пушка KwK43 L/71. Поскольку в этом случае масса танка превысила 50 т, встал вопрос о новой силовой установке. В качестве вариантов рассматривались двигатели Maybach HL 234, Simmering Sla 16 (720 л.с.) и MAN/Argus LD220(700л.с.)- В 1945 году для «Пантеры II» началось проектирование новой башни со 150-мм лобовой броней.
Ни один из двух прототипов не был достроен. До более или менее высокой степени готовности довели одно шасси.
установив на него башню от Ausf.G. Интересно отметить, что параллельно с проектированием «Пантеры II» велась разработка танка Е-50, призванного ее заменить.
В процессе работ над Ausf.F и «Пантерой II» фирма Krupp дважды предлагала варианты перевооружения обычной «Пантеры» пушкой KwK43 L/71 калибра 88 мм, но безрезультатно. Остался на бумаге и проект оснащения «Пантеры» 100-качиберной 75-мм пушкой с начальной скоростью снаряда 1250 м/с.Боевое отделение располагалось в средней части танка. Здесь размещались: в башне - пушка и спаренный с ней пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы вертикальной и горизонтальной наводки и сиденья командира танка, наводчика и заряжающего. В корпусе в нишах, по стенкам и под вращающимся поликом башни находился боекомплект.
На днище танка устанавливались водяной насос, насос гидравлической системы поворота башни и поворота танка и воздушный компрессор.
В моторном отделении, располагавшемся в кормовой части танка, размещались двигатель, радиаторы, вентиляторы и топливные баки. Между моторным и боевым отделениями имелась металлическая перегородка.

Корпус танка:
1 - люк-пробка механика-водителя; 2 - броневая заслонка пулеметной амбразуры; 3 - люк-лаз механика-водителя, 4 - люк-лаз радиста; 5 - перископические приборы наблюдения механика-водителя; 6 - перископические приборы наблюдения радиста; 7 - люк моторного отделения; 8 - отдушины для притока воздуха; 9 - вывод антенны; 10 - люк для заливки воды в систему охлаждения; 11 - основание для установки воздухоподводящей трубы при подводном вождении танка; 12 - люк для доступа к горловине топливных баков, 13 - воздухоприемные окна системы охлаждения двигателя; 14 - воздухоотводящие окна системы охлаждения двигателя; 15 - выхлопные трубы; 16 - люки для доступа к механизмам натяжения гусениц; 17 - люк для доступа к водогрейному котлу системы охлаждения; 18 - люк для доступа к приводу инерционного стартера; 19 - люк для доступа в моторное отделение; 20 - люк для доступа к приводу двигателя от пусковой рукоятки; 21 - маска пушки; 22 - амбразуры бинокулярного прицела; 23 - амбразура спаренного пулемета, 24 - амбразура для стрельбы из личного оружия; 25 - люк для выброса стреляных гильз; 26 - люк-лаз для посадки и высадки экипажа; 27 - командирская башенка; 28 - отдушина башенного вентилятора.


Немецкая пехота сопровождав т атакующую «Пантеру» из состава дивизии СС «Викинг». Польша. 1944 год. Большие размеры танка обеспечивали пехотинцам надежное укрытие.


КОРПУС


танка собирался из броневых листов, соединенных в шип и сваренных двойным швом.
Верхний лобовой лист корпуса располагался под углом 38° к горизонтальной плоскости, нижний - под углом 37\ Нижние бортовые листы - вертикальные, верхние наклонены под углом 48°, кормовой лист - под углом 60°.
В передней части крыши корпуса имелись люки-лазы механика-водителя и радиста. Для входа и выхода из танка крышки люков приподнимались вверх и отводились в сторону с помощью специального подъемно-поворотного механизма (у модификации G - откидывались на петлях). Люки-лазы были выполнены в крышке люка, предназначенного для удобства монтажа и демонтажа коробки передач и механизма управления танком.

Компоновка башни танка Panther Ausf D:
7 - кронштейн крепления пушки по-походному: 2 - спаренный пулемет; 3 - сиденье заряжающего; 4 - стопор башни; 5 - сиденье командира танка; 6 - сиденье наводчика; 7 - телескопический бинокулярный прицел TZF 12а; 8 - маска пушки; 9 - механизм поворота башни; 10 - цилиндр накатника: 11 - цилиндр тормоза отката.

Командирская башенка танка «Пантера» с открытым люком. Хорошо видны бронеколпаки перископов и приваренный к ним рельс для установки зенитного пулемета.
Кроме того, в передней части крыши корпуса устанавливались четыре (у варианта G - два) перископических прибора наблюдения (по два для механика-водителя и радиста) и имелось вентиляционное отверстие, прикрытое броневым колпаком, перед которым монтировалась стойка для фиксации ствола пушки в походном положении.
Кормовая часть корпуса делилась на три отсека внутренними водонепроницаемыми переборками. Два крайних при преодолении водных преград вброд могли заливаться водой. В центральный же отсек, где находился двигатель, вода не поступала. Крайние отсеки закрывались сверху броневыми решетками, четыре из них служили для притока воздуха, охлаждавшего радиаторы, а две средние - для его отвода.
Надмоторная часть закрывалась крышкой с двумя вентиляционными отверстиями.
В днище танка были предусмотрены люки для доступа к торсионам подвески, к спускным кранам систем питания, охлаждения и смазки, к водооткачиваюшей помпе и к спускной пробке картера коробки передач.
БАШНЯ, имевшая форму усеченного конуса, - сварная, с соединением листов в шип и наклоном стенок в 65*. В передней части башни влитой маске полуцилиндрической формы устанавливались пушка, спаренный с ней пулемет и прицел.

Командир танка ведет наблюдение за местностью через один из перископов командирской башенки.

Казенная часть 75 мм пушки KwK42 танка Ausf.G находящегося в танковом музее в Кубинке. По понятным причинам затвор пушки отсутствует.

Башня приводилась во вращение гидравлическим поворотным механизмом мощностью4 кВт. Скорость поворота зависела от частоты вращения коленчатого вала двигателя. При 2500 об/мин полный оборот башни осуществлялся за 17 с вправо и 18 с влево. При выключенном двигателе башня поворачивалась вручную. При этом из-за неуравновешенности башни ее поворот вручную при крене свыше 5' был невозможен
На крыше башни устанавливалась командирская башенка с шестью (позже с семью) смотровыми приборами

ВООРУЖЕНИЕ.


Основное вооружение «Пантеры» - пушка 7,5 cm Kwкалибров - 5250 мм; вместе с дульным тормозом - 5535 мм. Масса составляла 1000 кг, а всей установки вместе с маской - 2650 кг. Предельная длина отката- 420 мм. Вертикальная наводка - в пределах от - 8" до +18°.K 42 калибра 75 мм, производившаяся на заводе фирмы Rheinmetall-Borsig в Дюссельдорфе. Ствол орудия имел длину 70

Боевое отделение танка:
1 - казенная часть пушки; 2 - клин затвора, 3 - трубопровод для продува канала ствола, 4 - указатель отката; 5 - цилиндр полуавтоматики; 6 - гнездо для установки ограждения пушки; 7 - маховик подъемного механизма; 8 - сектор подъемного механизма, 9 - маховик ручного поворотного механизма; 10 - рычаг управления гидравлическим поворотным механизмом; 11 -рычаг включения гидравлического поворотного механизма; 12 - уравновешивающий механизм пушки; 13 - гильзоулавливатель; 14 - сиденье наводчика

Пушка снабжалась вертикальным клиновым затвором и полуавтоматикой копирноготипа. Полуавтоматика располагалась на правой стороне казенника (закрывающий механизм) и на люльке (копирное устройство). Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката и воздушно-жидкостного накатника. Подъемный механизм пушки - секторного типа.
Выстрел из пушки производился с помощью стационарного электроспуска, кнопка которого находилась на рукоятке маховика подъемного механизма.
В боевом отделении под сиденьем наводчика устанавливался воздушный компрессор для продувки ствола пушки после каждого выстрела. Воздух для продува ствола отсасывался из короба гильзоулавливателя.
С пушкой был спарен 7.92-мм пулемет MG 34. Курсовой пулемет размещался в лобовом листе корпуса в бугельной (Ausf.D или в шаровой (Ausf А и G) установках. Командирские башенки модификаций А и G были приспособлены под монтаж зенитного пулемета MG 34.
Танки Ausf.D оснащались бинокулярным телескопическим ломающимся прицелом TZP12, a Ausf.А и G - монокулярным TZF12a. При изменении вертикального угла установки вооружения изменялось и положение объективной части прицелов, окулярная же часть ос-таЕ*алась неподвижной, что обеспечивало работу с вооружением на всем диапазоне вертикального угла наведения без изменения положения стреляющего. Прицелы изготавливались фирмой Karl Zeiss в Йене.

Ствол пушки KwK 42 без тормоза отката, накатника и дульного тормоза.



Телескопический бинокулярный прицел TZF 12:
1 - объективная часть; 2 - телескопические трубы; 3 - окулярная часть; 4 - механизм установки углов прицеливания и выверки по высоте и направлению; 5 - карданный валик; 6 - рычаг включения светофильтров; 7 - механизм для установки окуляров на уровне глаз; 8 - проушина для закрепления прицела к крыше башни; 9 - налобник; 10 - провод освещения шкал для ночной стрельбы; 11 - салазки прицела; 12 - стопорный винт салазок.

Бинокулярный прицел состоял из двух труб, левая из которых отличалась от правой отсутствием сетки со шкалами прицеливания. Он имел 2,5-кратное увеличение и поле зрения 30°. Основным недостатком бинокулярного прицела TZF12 было малое увеличение, обеспечивавшее ведение прицельного огня на дистанциях не свыше 2000 м, что не позволяло в полной мере использовать великолепные баллистические характеристики пушки KwK42.
Монокулярный прицел TZF12a по устройству представлял собой правую трубу бинокулярного прицела, но в отличие от последнего имел переменное увеличение - 2,5- и 5-кратное Поле зрения соответственно составляло 30° и 15°. Прицел TZF12a обеспечивал ведение прицельного огня на дистанциях до 4000 м.ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ.

На танке «Пантера» устанавливался 12-цилиндровый карбюраторный четырехтактный двигатель Maybach НL-230P3O мощностью 700л.с. при 3000 об/мин (на практике число оборотов не превышало 2500). Диаметр цилиндра 130 мм. Ход поршня 145 мм. Цилиндры располагались V-об-разно под углом 60°. Степень сжатия 6.8. Сухая масса двигателя 1200 кг.
Топливо - этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость пяти бензобаков 730 л. Подача топлива принудительная, с помощью четырех диафрагменных насосов Solex. Карбюраторов - четыре, марки Solex 52FFJIID.
Система смазки - циркуляционная, под давлением, с сухим картером. Циркуляция масла осуществлялась тремя шестеренчатыми насосами, из которых один нагнетающий и два отсасывающих.
Система охлаждения - жидкостная. Радиаторов - четыре, соединенных по два последовательно. Емкость радиаторов - около 170 л. По обеим сторонам двигателя располагались вентиляторы типа Zyklon.
Для ускорения запуска двигателя в холодное время года предназначался термосифонный подогреватель, отапливаемый паяльной лампой, которая устанавливалась с наружной стороны кормового листа корпуса.
Трансмиссия состояла из карданной передачи,трехдискового главного фрикциона сухого трения, коробки передач АК 7-200, механизма поворота фирмы MAN, бортовых передач и дисковых тормозов типа LG 900.
Коробка передач - трехвальная, с продольным расположением валов, семистуиенчатая, пятиходовая, с постоянным зацеплением шестерен и простыми (безинерционными) конусными синхронизаторами для включения передач со 2-й по 7-ю.-

Демонтаж коробки передач и механизма поворота танка «Пантера» в полевых условиях. На переднем плане крышка люка, предназначенного для демонтажа этого агрегата.

Картер коробки передач центрировался и жестко соединялся с картером механизма поворота, образуя единый монтажно-демонтажный агрегат (с общими внутренним объемом и системой смазки) трансмиссии, двухпоточный механизм передач и поворота. Me ханизм поворота состоял из двух планетарных редукторов. К бортовым передачам мощность передавалась короткими поперечными валиками с зубчатыми муфтами на концах. Центровочные работы при сборке танка был и сведены таким образом к минимуму, но монтаж и демонтаж механизма передач и поворота из сварной носовой части броневого корпуса представлял большие трудности.

Схема подвески танка:
1,2 - опорные катки;
3 - ведущее колесо;
4 - направляющее колесо;
5 - балансир;
6 - неподвижная муфта крепления торсионов;
7 - втулка торсиона; 8.9- торсионы;
10 - подвижная муфта крепления торсионов;
11 - гидравлические амортизаторы.

Ведущее колесо и передние опорные катки ходовой части.



Элементы ходовой части танка «Пантера»: отбойный ролик (вверху); балансиры опорных катков и ограничители их хода (в центре ); балансиры с установленными катками внутреннего ряда (слева).

Комментариев нет:

Отправить комментарий