Французские танки

ТАНК СЕН-ШАМОН



Конструктивные недостачи танка «Шнейдер»  были усугублены во второй французской боевой машине, «Сен-Шамоне», названной так в честь превышенного города, в котором производил на основные агрегаты конструкции. Сказались спешка в работе и малый опыт создателей танка.

Носовая часть удлиненного коробчатого корпуса сильно нависала над гусеницами, что снижало проходимость танка на поле боя. Рвы шире 1,8 метра становились для него непреодолимым препятствием. Подвижность танка на влажном грунте еще более ухудшилась, когда в полевых условиях бронирование бортов усилили и боевую массу довели до 24 тонн. Для решения этой проблемы пришлось заменить гусеницы шириной 32 см на более широкие (41 см, а затем и 50 см). Удельное давление на почву снизилось, и проходимость «Сен-Шамонов» стала приемлемой. Вооружение машины включало 75-мм специальную пушку, которая позднее была заменена обычным 75-мм пулевым орудием. По сравнению со «Шнейдеров» пушка была расположена более удачно и имела достаточный для поля боя сектор обстрела. Четыре пулемета обеспечивши круговую оборону танка. Первые «Сен-Шамоны» оборудовали командирской и водительской цилиндрическими башенками, а бортовыми бронелистами закрывали ходовую часть до земли. В последующем крыша стала покатой к бортам, чтобы с нее скатывались гранаты. Для улучшения проходимости нижние бортовые бронелисты сняли. Башенки позднее приобрели овальную и даже квадратную форму.

Принципиальной новинкой «Сен-Шамона» явилась электротрансмиссия. Бензиновый двигатель передавал крутящий момент на динамо-машину, которая вырабатывала ток и питала два электродвигателя. Последние приводили в движение две гусеницы, каждый свою. Это значительно облегчало водителю управление танком, но делало всю систему трансмиссии громоздкой и ненадежной. Из опасений поломок максимальная скорость танка ограничивалась 8 км/ч, хотя на испытаниях он развивал скорость 12 км/ч. В течение Первой мировой войны было сформировано 12 танковых групп, оснащенных «Сен-Шамонами». После разгрома французских танковых частей 16 апреля 1917 года командование Франции более осторожно и с большей эффективностью использовало новое оружие. Например, в мае 1917 года 12 «Сен-Шамонов» и 19 «Шнейдеров» прорвали оборону немецких войск на плато Лаффо. В бою было потеряно всего 6 машин. В октябре, поддерживая наступление 6-й французской армии, 63 «Шнейдера» и «Сен-Шамона» скрытно вышли на позиции и атаковали противника, прорвавшись в глубь его обороны на 6 км. В течение дня французы лишились 2 танков и 8 тыс. человек выбыло из строя. Немцы потеряли 38 тыс. человек только убитыми. Дальнейшее применение танков союзников шло с переменной удачей. При массированном использовании они добивались некоторых успехов. Но одновременно возрастал боевой опыт немецких войск. Строились противотанковые заграждения, рвы, создавались части противотанковой артиллерии, способной поражать бронированные машины на дальности до 1500 м. 98% всех боевых потерь танки понесли именно от огня артиллерии. Известен случай, когда немецкий офицер, оставшийся у брошенного расчетом орудия, в одиночку хладнокровно заряжал и наводил пушку, уничтожив один за другим 16 танков. Последний раз «Сен-Шамоны» участвовали в боях в июле 1918 года. Две группы этих танков были почти полностью уничтожены в течение суток. Из построенных примерно 150 машин к моменту перемирия в строю осталось 72. Затем, подобно «Шнейдерам» большинство из них были переделаны в транспортеры. Оба типа тяжелых танков по существу являлись самоходными артиллерийскими установками. «Сен-Шамон» лучше подходил для этой роли благодаря большему запасу снарядов и удовлетворительной подвижности, но только в сухую погоду и при тщательном техническом обслуживании. Огонь обычно велся с закрытых позиций с помощью корректировщиков, как в обычной артиллерии. Это сводило на нет весь смысл танка как подвижной боевой машины. Уцелевшие, не переделанные «Сен- Шамоны» в конце концов пошли на слом.

ТАНК ШНЕЙДЕР CA 1


Испытанный в феврале 1916 года, первенец французского танкостроения оказался менее удачной боевой машиной, чем танки союзников-англичан. Конструкторы фирмы «Шнейдер-Крезо» для ускорения работ над штурмовым артиллерийским «трактором» (так Французы называли танк) использовали готовую конструкцию шасси американского трактора «Холт». На значительно усовершенствованной ходовой части машины был смонтирован бронекорпус простой прямоугольной формы. Клинообразная его носовая часть и бушприт, по замыслу разработчиков, должны были обеспечить легкое преодоление препятствий и смятие многорядных заграждений из колючей проволоки. Но реальная проходимость танка на поле боя оказалась низкой из-за короткой тракторной базы. Первая машина была изготовлена в сентябре 1916 года, а в марте 1917 года французская армия имела уже 208 «Шнейдеров» СА 1. Вооружение танков состояло из 75-мм специальной укороченной пушки с боекомплектом в 90 снарядов и двух пулеметов «Гонкие» в шаровых установках по бортам корпуса. 4-цилиндровый двигатель «Пежо» или «Шнейдер» имел мощность 65 л. с. В ходе апрельского наступления союзников французы бросили в бой 132 «Шнейдера» из состава двух групп под командованием майоров Боссю и Шобэ. Двигаясь со скоростью 3-4 км/ч.

 Танки вскоре были замечены немцами и попали под артиллерийский обстрел. Группа Боссю смогла прорвать только первую линию обороны противника из 82 танков 44 были уничтожены, а выпрыгивающих из машин танкистов расстреливали с воздуха немецкие самолеты. При взрыве горящего танка погиб майор Боссю. Группа Шобэ вообще не добилась никаких успехов, оставив на поле боя 32 подбитых «Шнейдера». В ходе сражений наибольшие претензии у танкистов были к вооружению танка. Из-за того что почти всю носовую часть машины занимали двигатель и рабочее место водителя, короткоствольная пушка могла вести огонь только вперед и вправо в пределах 20м. Большие мертвые зоны имели также пулеметные установки. Слабой оказалась бортовая броня, которая пробивалась новыми германскими винтовочными пулями типа «К». Особенно уязвимыми при интенсивном обстреле танков являлись бензобаки, расположенные в корпусе, вдоль бортов. Поэтому большое вни-мание было уделено спасению экипажа. Быстро покинуть горящую машину помогала танкистам двухстворчатая дверь в корме. Даже хвост танка был сделан раздвоенным, что-бы не мешать членам экипажа спрыгивать на землю. Единственное достоинство машины состояло в высокой плавности хода на местности благодаря хорошей амортизации в системе подвески. Это повышало меткость стрельбы в движении и уменьшало утомляемость экипажа. «Шнейдеры» применялись на полях сражений Первой мировой с незначительным успехом, даже после усиления бронирована. С начала 1918 года они стали изыматься из частей. Их переделали в артиллерийские тягами, транспортеры для перевозки орудий и легких танков, а также в ремонтно-эвакуационные машины. Тем не менее «Шнейдерам» довелось поучаствовать в боях и после Первой мировой войны. Шесть танков этого типа были проданы Испании, и в 1921 году их использовали против восставших арабов в Марокко. В 1936 году четыре оставшиеся машины применили республиканцы в борьбе с мятежниками генерала Франко. Три из них непосредственно обороняли Мадрид

ТАНК РЕНО FT-17


Первый танк классической компоновки, ставший доминирующий в танкостроении, был создан автомобильной фирмой «Рено». Компоновка взаимное размещение агрегатов и частей У FT-17 она сказалась наиболее оптимальной и рациональной: двигатель. трансмиссия. ведущее колесо сзади; отделение управления. ведомое колесо  впереди; боевое отделение, вращающаяся башня с вооружением в центре. Такая компоновка стала стандартной в последующем для средних и тяжелых танков и других типов боевых машин.

Испытания танка начались 9 апреля 1917 года и завершились полным успехом. Первоначальный заказ, составлявший 150 машин, был увеличен до 1000 экземпляров FT-17 выпускался в четырех вариантах: пулеметном, пушечном, командирском с радиостанцией и как танк огневой поддержки с пушкой калибра 75 мм в открытой сверху не вращающейся башне.

Башня на ранних образцах была восьмигранная, клепаная. На поздних  цилиндрическая, литая. При равной прочности с клепаной, последняя была паче и дешевле в производстве.

Ходовая часть танка состояла из четырех тележек с опорными катками на борт, которые подвешивались к продольной балке на листовых рессорах. Большое переднее колесо помотало преодолевать вертикальные препятствия. Его деревянная конструкция уменьшала вес танка и снижала шум при движении. Для повышения проходимости через рвы и окопы имелся  хвост на оси, который мог закидываться на крышу моторного отсека в мирной обстановке.

FT-17 оказался простым, дешевым и самым массовым  танком  Первой  мировой войны. Из 3177 машин, выпущенных к моменту окончания войны в ноябре 1918 года, в боях было потеряю 440 FT-17. Первое боевое крещение Рено FT-17 получили 3 июля 1918 года пять танков этого типа атаковали немецкие части наступающей 28-й дивизии. Три машины были подбиты, но два FT-17 прорвались в тыл противника, и, чтобы вывести танки из строя, немцам пришлось бросить против них пехотный полк и два батальона  резерва.

В период между двумя мировыми войнами танк FT-17 в многочисленных вариантах состоял на вооружении 22 стран и участвовал в различных крупных и мелких военных конфликтах. Машины FT-17 использовались даже во время Второй мировой войны Во французской армии, например, к маю 1940 года оставалось свыше полутора тысяч FT-17. Большинство из них были захвачены вермахтом. Снятые с танков башни с вооружением использовались как доты на Атлантическом побережье. Остальные танки применялись в качестве бульдозеров для очистки аэродромов и для других второстепенных целей.

В 1919 году несколько FT-17 Красная Армия захватила у белогвардейцев в Крыму. После изучения одного из них на Сормовском заводе в 1920/21 годах были выпущены 15 аналогичных танков, получивших название «Русский Рено» От 4ранцуэсхих они отличались двигателем и технологией производства Вооружались «Русские Рено» 37-мм пушкой или пулеметом, установленными в башне. Крупносерийное производство этих танков по экономическим причинам развернуть не удалось, но на фронтах Гражданской  войны их использовали, а в последующем заменили танками МС-1.

ТАНК РCM 2C


В историю танкостроения эта машина вошла как самый тяжелый танк серийного производства, созданный в довоенный период. Французские танки «Сен-Шамон» и «Шнейдер» отличались многочисленными недостатками, поэтому военное командование выдало заказ на разработку нового тяжелого танка прорыва.

В историю танкостроения эта машина вошла как самый тяжелый танк серийного производства, созданный в довоенный период. Французские танки «Сен-Шамон» и «Шнейдер» отличались многочисленными недостатками, поэтому военное командование выдало заказ на разработку нового тяжелого танка прорыва.

В историю танкостроения эта машина вошла как самый тяжелый танк серийного производства, созданный в довоенный период. Французские танки «Сен-Шамон» и «Шнейдер» отличались многочисленными недостатками, поэтому военное командование выдало заказ на разработку нового тяжелого танка прорыва.

В историю танкостроения эта машина вошла как самый тяжелый танк серийного производства, созданный в довоенный период. Французские танки «Сен-Шамон» и «Шнейдер» отличались многочисленными недостатками, поэтому военное командование выдало заказ на разработку нового тяжелого танка прорыва.

В историю танкостроения эта машина вошла как самый тяжелый танк серийного производства, созданный в довоенный период. Французские танки «Сен-Шамон» и «Шнейдер» отличались многочисленными недостатками, поэтому военное командование выдало заказ на разработку нового тяжелого танка прорыва.

В 1916 году, в самый разгар Первой мировой войны, на заводе РСМ неподалеку от Тулона были построены два прототипа первого тяжелого французского танка, получившего обозначение танк 1А. Они имели броню толщиной до 35 мм, вес 41 тонну и были вооружены одной 75-мм пушкой и двумя пулеметами каждый. Один из них имел механическую трансмиссию, другой электромеханическую. Позднее был построен третий прототип, 1В, вооруженный 105-мм пушкой. Экипажи трех огромных машин составляли по 12 человек в каждом. Для их посадки была предусмотрена дверь в правом борту. Планировалось построить также 300 экземпляров тяжелого танка 2С, конструкция которого и размеры были подобны прототипам и отличались только деталями.

Окончание войны привело к сокращению заказа до десяти машин, которые были достроены только в 1922 году. В качестве основного вооружения РСМ 2С был оснащен 75-мм пушкой в пере-дней башне. В течение своей долгой службы танки неоднократно модернизировались, в основном путём замены двигателей на более мощные и усилением брони. Также было увеличено количество пулеметов до четырех, три из которых устанавливались в амбразуре корпуса и один в отдельной башенке на корме корпуса. Кроме того, в танке хранилось еще четыре запасных пулемета. Трансмиссия машины была сложной. Два двигателя приводили в действие отдельные генераторы постоянного тока. Каждый из них подавал энергию на электромотор, приводивший в движение соответствующую гусеницу танка. При выходе из строя одного двигателя питание электромоторов переключалось на один генератор, и тогда танк весом 70 тонн мог двигаться только со скоростью пешехода. На одной из машин была установлена 155-мм короткоствольная гаубица, в результате чего масса танка возросла до 74 тонн и он получил обозначение 2Шб.

По мнению военных специалистов того времени, танк РСМ 2С считался непробиваемым, так как, по их расчетам, 45-мм лобовой броне машины были не страшны снаряды калибра 75мм немецкой полевой артиллерии. Наличие большого экипажа, из 13 человек, приводилось в качестве достоинства, а невозможность ведения огня из пушки в заднем направлении не считалось недостатком. Существование этого «сухопутного линкора» на вооружении французской армии в течение почти двух десятилетий подтолкнуло к созданию своих дредноутов на гусеницах  и Другие страны. В Англии был создан тяжелый танк «Индепендент», в Германии чисто экспериментальный «Гросстрактор», а в СССР - серийный Т-35. Любопытно, что вплоть до начала войны в Московской военной академии им. Фрунзе, где готовили командный состав для танковых войск и кадры конструкторов для оборонных заводов, в качестве учебного наглядного пособия использовали старательно выполненную из металла двухметровую модель РСМ 2С.
В мае 1940 года шесть танков 2С на специальных платформах были отравлены по железной дороге на фронт, но в пути их разбомбила немецкая авиация.

Как у разбитых, так и у уцелевших машин дальше был лишь один путь  в доменную печь. Гигантские и тихоходные танки 2С, созданные по требованиям 20-х годов без учета технического прогресса в развитии различных видов военной техники, безнадежно устарели уже в тридцатые годы, задолго до начала Второй мировой войны.

ТАНК В1


Единственным французским тяжелым танком с противоснарядным бронированием, принимавшим участие во Второй мировой войне, был В1 фирмы «Рено», разработанный согласно требованиям командования, изданным в 1927 году.

Для конкурсных испытаний фирмами РАМН, ГСМ и «Рено» были изготовлены в 1930 году три прототипа нового танка В, получившие из соображений секретности обо-значение «Трактор 30». После длительных доводочных работ заказ был передан фирме «Рено», и в 1935 г. началось мелкосерийное производство тяжелого танка прорыва под названием В1.

Особенностью этого танка являлось размещение основного орудия калибра 75 мм в лобовой части корпуса. Поэтому пушка наводилась на цель поворотом танка. Это усложнило систему управления машиной и ее обслуживание. Механик-водитель управлял танком с помощью рулевого колеса с гидроусилителем через сложный двойной дифференциал. В1 имел много и других новшеств: автоматическую централизованную систему смазки ходовой части, гирокомпас, противопожарные переборки и протестированные бензобаки, пробоины в которых затягивались благодаря наличию слоя сырой резины Аварийный люк в днище служил также для выбрасывания гильз.

Недостатками танка были небольшая тесная башня АРХ-1 с пушкой калибра 47 мм, обслуживаемая одним человеком, и архаичная ходовая часть, унаследованная от танков Первой мировой войны. Всего было построено 36 В1, и с 1937 года стал производиться В1Ьis с усиленным лобовым бронированием до 60 мм, с новой башней АРХ-4 с 47-мм длинноствольным орудием и более мощным двигателем. Он стал основным армейским тяжелым танком Франции и до капитуляции страны был изготовлен в количестве 362 единиц. С 1935 года разрабатывался еще один вариант машины В Пег с 12-цилиндровым двигателем «Рено» мощностью 310 л. с. и улучшенном коробкой передач. В состав эки-пажа был дополнительно включен механик. Сборочный цех завода покинули всего пять танков этого типа, и в боевых действиях они участия не принимали. Остальные танки В1 активно использовались в боях во время Французской кампании в мае-июне 1940 года, и хотя были громоздкие и тихоходные, зато обладали хорошей защищенностью ни одна немецкая противотанковая пушка не могла пробить их брони. Тяжелых танков, способных бороться с В1 и В1Ьis, у Германии в то время не было. После оккупации Фракции 160 французских танков обеих модификаций попали в руки немцев. Они присвоили этим машинам обозначение В2 740 (1) и применяли их в своих целях. Часть танков с демонтированным вооружением выполняла функции тягачей, 60 В2 были переоборудованы в огнеметные танки, а 16  в 105мм самоходные артиллерийские установки. Немецкие В2 использовались во Франции, в Нидерландах, а также в Крыму, на Восточном фронте. Некоторые из этих машин в 1944 году были захвачены союзниками и вошли в состав французских военных сил.

ТАНК ГОЧКИС H-35


Промежуточное положение по своим боевым качествам и численности среди легких танков, состоящих на вооружении Франции накануне Второй мировой войны, занимали машины фирмы Гочкис. Танки Н-35, Н-38, Н-39 имели более тонкую броню, чем у однотипных РСМ 36 и Рено 35, но зато обладали большей скоростью.

Первый образец Н-35 был разработан в 1935 году и на следующий год поступил на вооружение лёгких механизированных дивизий французской армии. Технология изготовлений корпуса Н-35 была заимствована у фирмы ЗОМЦА. Как и у танка Я-35, он собирался из литых деталей и скреплялся болтами. Поэтому сглаженные формы Н-35 и В-35 были весьма сложны, и это сходство усиливалось установкой на оба типа унифицированной башни с короткоствольной пушкой калибра 37 мм. Чтобы как-то различать танки конкуренты, фирма «Гочкис» отливала на лобовой детали корпуса своих машин крупную надпись НОТСНKISS.
В 1938 году танк был модифицирован путем установки более мощного двигателя в 120 л. с. и увеличения толщины лобовой брони до 40 мм. Под обозначением Н-38 было выпущено около 100 таких машин. Еще через год появился Н-39. у которого 37-мм пушка «люто» с длиной ствола в 21 калибр была заменена на более длинноствольное орудие того же калибра. Это повысило скорость снаряда до 700м/сек и увеличило его бронепробиваемость. Таких танков построили свыше 1100 штук.

Всего было изготовлено около 1600 танков фирмы Гочкис трех вариантов. После завершения скоротечной и неудачной для Франции летней кампании 1940 года многие «Гочкисы» попали на вооружение частей вермахта. Немцы посчитали их пригодные для несения боевой службы из-за надежных двигателей и наличия радиостанций. В 1941 году «Гочкисы» были направлены на Восточный фронт, где большая их часть была уничтожена Красной Армией. Оставшиеся танки немцы перебросили в Югославию для борьбы с партизанскими отрядами Иосифа Броз Тито. Пережившие войну в вишистской Франции Н-39 были проданы Израилю.

ТАНК FCM-36


После окончания Первой мировой войны французская армия имела наиболее высокий уровень технической оснащенности в мире. Основу танкового парка страны составляли свыше 3 тыс. легких танков Pew FT-17, которые в 20-е годы представляли собой грозную силу и отлично вписывались в концепцию военного руководства, предусматривавшую использование бронированных машин для поддержки действий пехоты. Поскольку армии других государств не имели в то время такого военного потенциала, французам не было нужды увеличивать количество танков, и они предприняли лишь несколько безуспешных попыток их модернизировать. Новые образцы только незначительно превосходили по характеристикам предшественников и поэтому не были приняты на вооружение. Когда в Германии к власти пришел Гитлер, французское правительство занялось строительством мощных оборонительных укреплений на границе, направив на это львиную долю финансовых средств. Поэтому перевооружение армии затянулось, и до 19G5 года на смену устаревшим Рено FT-17 поступило всего 280 новых танков AMR 33 и D1. Только в 1936 году во Франции была принята программа строительства вооруженных сил В области бронированных машин приоритет по-прежнему отдавался легким танкам для оснащения пехотных кавалерийских подразделений. Среди них был и ГСМ 36. Этот танк стал первой французской боевой машиной, оснащенной дизельным двигателем и имевшей сварную конструкцию корпуса и башни.

Всего на год позднее, чем фирма «Рено», предприятие ГСМ выпустило однотипный с Я-35 легкий пехотный танк образца 1936 года, имевший классическую компановку: двигатель и трансмиссия располагались сзади, боевое отделение  в центре, отделение управления  в передней части машины Экипаж составляли два человека: механик-водитель и командир, выполнявший дополнительно функции наводчика орудия. На также был установлен 90сильный дизель «Берлие», который представлял собой лицензионную версию английского двигателя «Рикардо». Это обеспечило ГСМ 36 дальность хода по шоссе в два с половиной раза большую, чем у танка-конкурента. Другой необычной особенностью машины явилось устройство корпуса и башни. Их детали, выкроенные из листов катаной брони толщиной до 40 мм, имели сложную форму, а после гибки и сварки приобретали двойные углы наклона относительно продольной оси танка. Это обеспечивало оптимальную защиту корпуса и башни от попадания снарядов. Наклонная броня повышала вероятность рикошета снарядов не только в лобовой, но и в остальных проекциях. Оригинально выглядела башня танка, создавая впечатление двухэтажной из-за командирской башенки, являвшейся продолжением основной. двойной наклон придали также и закрепленным на петлях фальшбортам, закрывающим ходовую часть. Как у английских танков того же периода, фальшборты ГШ 36 имели по пять окон для сброса грязи с верхних ветвей гусениц. Подвеска была смешанного типа: из девяти обрезиненных опорных катков на борт восемь были сблокированы в четыре тележки, подвешенные на спиральных и листовых рессорах, а один передний каток имел собственную рессору. Вооружение легкой французской машины состояло из 37-мм короткоствольной пушки пюто с боекомплектом 100 выстрелов и одного пулемета «шательро» калибра 7,5 мм.

Сложная технология изготовления машины и дорогой двигатель сильно повлияли на судьбу этого интересного танка. Он оказался на 40% дороже, чем Я-35, и поэтому военное ведомство ограничилось заказом всего 100 машин.

Хотя сильной стороной ГСМ 36 считались его хорошая проходимость и значительная дальность хода, он был тихоходен и слабо вооружен. Два батальона, вооруженные ГСМ 36, не успели вступить в бой с противником, и после капитуляции Франции почти все танки оказались немецкими трофеями. В Германии использовали эти машины в качестве базы для самоходных артиллерийских установок. На них монтировали 75-мм немецкую противотанковую пушку Рак 40 или 105-мм гаубицу lеFН.

ТАНК SOMUA S-35


Первоначально танк обозначался  АМС SOMUA АС-3 и предназначался для поддержки действий более легких танков типа Гонкие Н-35 в составе кавалерийских подразделений . Затем танк был переименован в S-35 и стал основным средним танком французской армии, способным решать самостоятельно тактические задачи. К моменту своего появления в 1935 году он являлся первым танком в мире, основные части которого, башня и три главные крупногабаритные детали корпуса, были целиком отлиты из броневой стали. Эта передовая технология обеспечила танку высокую бронезащиту и приемлемую массу. Вполне удовлетворительным для машины такого класса являлось тогда 47-мм пушечное вооружение.

 В состав оборудования входили радиостанция и электропривод башни, которыми обычно оснащались ТОЛЬКО тяжелые танки. В то же время мощность двигателя была недостаточной для 20тонной машины, и поэтому скорости движения ее по шоссе и на местности были невысокими. Однако французское командирование не считало это крупным недостатком, так как рассматривало S-35 как танк усиления «линии Мажино» системы оборонительных сооружений. Недооценивался и фактор перегруженности в бою одного из трех членов экипажа, который находился в маленькой тесной башне. Ему, кроме командирских функции приходилось быть сводчиком и заряжающим орудия. Этот недостаток был свойственен всем французским танкам тех лет. Исключение составлял только AMC 35 с двухместной башней, выпущенный в количестве всего 75 штук. Все это, в сочетании с неправильной тактикой использования S-35 в составе мелких подразделений, привело к быстрому поражению французской армии в начале Второй Мировой войны. Из 500 построенных S-35 большинство было захвачено противником в целости и сохранности. Часть этих танков Германия передала своему союзнику - Италии. Много машин было использовано для оснащения учебных и тренажёрных центров панцерваффе. Несколько десятков S-35 попали на Восточный фронт, где применялись на второстепенных участках сражений. Отдельные экземпляры танка, которые оставались на территории Нормандии для охраны Атлантического побережья, были захвачены в июне 1944 год а высадившимися англо-американскими войсками. Эти машины были переданы бойцам подразделений Свободной Франции и приняли участие в освобождении Парижа.

ТАНК АМХ-13


В 1946 году правительство Франции приняло решение о разработке легкого танка собственной конструкции. Техническое задание предусматривало создание боевой машины массой 13 тонн, которую можно было транспортировать по воздуху. Уже через два года изготовили опытный образец танка, а в 1952 году началось его серийное производство.

По конструкции ЛМХ-13 значительно отличался от обычных легких танков. В передней части его корпуса располагался двигатель, за ним находилось отделение управления, а затем боевое отделение. АМХ-13 стал первым серийным танком с автоматом заряжания пушки.
Проблему автоматизации удалось решить за счет применения башни качающегося тут Она СОСТОИТ из двух частей: верхнем и нижней. Нижняя установлена, как обычно, на корпусе танка. Верхняя, с пушкой закреплена на цапфах на нижней и может качаться в вертикальной плоскости для обеспечения наводки на цель. Это дало возможность разместить в башне, кроме двух членов экипажа, еще два магазина револьверного типа с шестью выстрелами каждый, с помощью которых осуществляется перезаряжание орудия. Благодаря обратному ходу ствола пушки барабанный магазин приводится во вращение и освобождает следующий снаряд, который скользит в гнезде барабана, ось которого совпадает с осью канала ствола. Затем снаряд автоматически отправляется в ствол и происходит выстрел. Применение такого устройства не только позволило увеличить скорострельность орудия до 10—12 выстрелов в минуту, но также и сократило экипаж машины до трех человек.

Танки АМХ-13 отличаются преимущественно различными башнями. На первых вариантах машины устанавливалась качающаяся башня И.-10 с 75-мм нарезной пушкой, которую в 1966 году сменило 90-мм орудие с дульным тормозом и теплоизоляционным кожухом. Для колониальных войск выпускали АМХ-13 с башней Н11, оснащенной 75-мм укороченной пушкой На экспорт производился АМХ-13 с башней Р1-12 со 105-мм орудием, предназначенным для стрельбы боеприпасами, аналогичными применяемым на танке АМХ-30. но с уменьшенным пороховым зарядов. Последний вариант французской легкой машины оборудован башней РЫ5, разработанной в 1983 году на основе И-12 и оснащенной новейшей системой управления огнем, включающей комбинированный дневной и ночной прицел наводчика, лазерный дальномер и баллистиче-ский вычислитель. В качестве дополнительного вооружения танк АМХ-13 оснащается 7,5-мм пулеметом. а с 60-х годов на некоторых машинах монтировали 4 пусковые установки ПТУР ЭЭ-11 (на лобовой поверхности верхней качающейся башни) или 6 пусковых установок ГТТУР «Хот».
На танке устанавливается восьмицилиндровый карбюраторный двигатель 8(ахЬ фирмы 901АМ с жидкостным охлаждением и пятиступенчатой коробкой передач с синхронизаторами Механизм поворота представляет собой двойной дифференциал.

В ходовой части с каждого борта имеется по шесть операх катков с внутренней амортизацией. Ведущие колеса размещены впереди, а направляющие сзади. Стальные гусеницы с открытыми шарнирами имеют съемные резиновые накладки.

Броневая защита АМХ-13 противопульная, но за счет навески дополнительных экранов может выдерживать попадания 20 мм бронебойных снарядов.

Танк АМХ-13 широко поставлялся в различные страны мира: из 7700 выпущенных машин 3400 были отравлены за рубеж. В настоящее время АМХ-13 состоят на вооружении 13 стран, а во Фракции, Индии, Израиле, Египте и некоторых других государствах они сняты со службы и законсервированы.

ТАНК АМХ-30



Основной французский танк вначале создавался по единым стандартам стран ФРГ, Италию и Франции После выхода из блока НАТО Франция самостоятельно завершила проект, и новая машина в 1966 году была запущена в производство под обозначением АМХ-30. Танк имеет классическую компоновку: слева впереди находится отсек управления, боевое отделение в средней част корпуса, а двигательный отсек в кормовой части. Корпус имеет сварную конструкцию, но бронирование танка для машин этого типа может считаться достаточно слабым, поскольку защищает только от малокалиберных снарядов, пуль и осколков. На международном рынке вооружений французский танк оказался конкурентоспособным благодаря мощному вооружению и низкой цене. Сравнительно легкий АМХ-30 оснащен 105-мм французской нарезной пушкой СМ-105М, сходной по своим характеристикам с английской 17% но имеющей более длинный ствол (56 калибров) с теплоизоляционным кожухом из магниевого сплава. В состав боекомплекта входят унитарные выстрелы французской разработки, но возможно также ведение огня боеприпасами английской пушки П. На первых серийных танках с орудием был спарен 12,7-мм пулемет. Другой особенностью вооружения является то, что основное орудие не имеет дульного тормоза и эжектора. Отдача при выстреле поглощается мощными противооткатными устройствами, а продувка канала ствола производится сжатым воздухом. В башне справа от пушки располагаются наводчик и командир танка, осуществляющие управление огнем, сряжающий размещается слева. В командирской башенке установлено десять перископических приборов наблюдения, а перед ней находится комбинированный дневной и ночной прицел командира. Даже несмотря на то что вооружение не имело стабилизации ни в одной плоскости, АМХ-30 хорошо предавался, и был налажен его лицензионный выпуск в Испании, где под обозначением АМХ-ЗОБ производилась модификация машины для стран с жарким климатом.

Танк оснащается дневным и ночным прицелами, системами противоядерной защиты и автоматического пожаротушения, а также оборудованием для движения под водой на глубине до 4 метров. На АМХ-30 установлен двенадцатицилиндровый  многотопливный дизельный двигатель НБ-110-2 фирмы «Испано-Сюиза». Коробка передач механической трансмиссии насчитывает пять передач переднего хода и пять передач заднего. В ходовой части с каждого борта имеется по пять, опорных катков на торсионной подвеске. Ведущие колеса расположены сзади.

В 1982 году в войска стал поступать усовершенствованный вариант машины. АМХ-30В2, имеющий улучшенную систему управления огнем (лазерный дальномер, баллистический вычислитель, тепловизионную камеру) и более мощный двигатель. Вместо 12,7-мм пулемета была установлена спаренная с основным орудием 20-мм пушка, способная вводиться независимо в вертикальной плоскости на угол до +4СГ. Это облегчает ведение боя в горных и городских условиях. Для 105-мм орудия были разработаны новые снаряды, пробивающие на дистанции 2000 м броню толщиной 350 мм. Дальнейшим развитием танка этого типа стал АМХ-32 с комбинированной броней в передней части корпуса и башни. Предназначенный преимущественно на экспорт, он имеет два типа основного вооружения: 105-мм нарезную или 120--им гладкоствольную пушку. В 1983 году была впервые публично продемонстрирована новая машина из этого семейства  АМХ-40, оборудования 120-мм гладкоствольным орудием С1АТ. В ее конструкции использованы многие узлы и агрегаты танка АМХ-32. Всего с 1966 по 1986 год было выпущено около 2800 АМХ-30 всех модификаций. Из них около половины поступило в вооруженные силы Греции, Испании, Венесуэлы, Катара, ОАЭ, Саудовской Аравии, Чили и Кипра, где танки несут службу до шпор.

На базе АМХ-30 были созданы различные специальные машины, в том числе ЗРК «Роланд», 155-мм самоходная гаубица, танк мостоукладчик, зенитная самоходная установка АМХ-306А и др.

ТАНК ЛЕКЛЕРК


Танк «Леклерк» полуют свое название по фамилии французского генерала времен Второй мировой войны.

Особенностью «Леклерка» является высокая степень насыщения электроникой, стоимость которой составляет почти половину стоимости танка. ЭВМ системы управления огнем выдает данные для стрельбы, контролирует работу различных узлов, а также силовую установку, управляет фрикционами и коробкой передач, осуществляет управление системами защиты от воздействия оружия массового поражения. Кроме того, бортовая ЭВМ имеет речевой информатор с запасом памяти 600 команд, который голосом сообщает экипажу информацию о неисправностях машины и изменении обстановки.
Система управления огнем, установленная на «Леклерке». обеспечивает возможность поражения с первого выстрела в течение минуты шести целей с вероятностью попадания 95%. Максимальное расстояние до цели, измеряемое с помощью лазерного дальномера, составляет 8000 м.
Принципиальным шагом вперед в обеспечении высокой защищенности машины явилось применение модульной конструкции бронирования лобовых частей корпуса и башни. Отдельные блоки брони с керамическими элементами могут быть легко заменены в полевых условиях при их повреждении или при модернизации. Двигатель с малодымным выхлопом занимает очень малый объем, составляющий треть от аналогичного моторного отделения танка «Леопард» 2. «Леклерк» вооружен гладкоствольной пушкой СМ 120-26 калибра 120 мм, снабженной системой стабилизации в двух плоскостях и теплоизоляционным кожухом ствола. Автомат заряжания обеспечивает скорострельность 12 выстрелов в минуту. Этим устройством заинтересовались американцы, которые планируют оборудовать им свои «Абрамсы». В качестве вспомогательного вооружения используется спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет и зенитный пулемет калибра 12,7 мм с дистанционным управлением. По обеим сторонам башни размещается установка «Галико», представляющая собой два блока по 9 гранатометов. Гранатометы заряжаются (на борт) четырьмя дымовыми, тремя противопехотными гранатами и двумя гранатами для постановки ИК-ловушек. Гидропневматическая подвеска и гусеницы с резинометаллическим шарниром обеспечивают танку высокую скорость и плавность хода при движении по пересеченной местности. Без предварительной подготовки машина способна преодолевать брод глубиной 1 м, с использованием соответствующего оборудования до 4 м.

Пока «Леклерки» еще не свободны от массы недостатков, характерных для любого нового танка. По мнению ряда специалистов, размещение в башне автомата заряжания привело к увеличению её объема, а следовательно, и общей массы танка. Кроме того, деление башни на герметичные отсеки для членов экипажа лишает танкистов необходи-мого в бою «чувства локтя» и создает трудности в доступе к пушке.
Танковые информационно-управляющие системы (ТИУС) спроектированы с широким применением электроники, показавшей свою эффективность в авиации, но при использовании в наземной технике с совершенно другими условиями эксплуатации ТИУС еще предстоит доказать свою надежность. Ведь в воздухе на агрегаты не воздействуют большие нагрузки, пыль, холод, жара, вибрация и постоянные удары. Пока же в процессе испытаний и эксплуатации танков многие комплексы ТИУС отключают во избежание их отказа.

И все же потенциально французский основной боевой танк является одной из самых перспективных машин в мире, а в настоящее время уже ведется разработка его модификации под обозначением «Леклерк» 2.
Серийное производство танков этого типа началось в 1995 году как для своей армии, так и на экспорт, для ОАЭ (Объединенные Арабские Эмираты) Потребность французской армии от 800 до 1000 машин. На Ближний Восток «Леклерки» будут отправлены заказчику по воздуху на борту российского транспортного самолета Ан124, рассчитанного на перевозку российские боевых машин аналогичной массы.

ТАНК AMR33


В 1931 году французский Генштаб сформулировал требования к новым типам легких боевых машин, которыми предполагалось вооружить разведывательные подразделения кавалерии. Более компактные и скоростные, чем Рено FT, эти легкие танки должны были иметь в качестве вооружения всего один пулемет винтовочного калибра Фирма «Рено», обладавшая достаточным опытом в строительстве машин такого класса, разработала проект «VM» и, после испытания пяти опытных образцов, получила заказ на 123 танка под серийным обозначением AMR 33VM. Эти машины выпускались с различными вариантами подвесок, в тол  числе с подвеской нового типа, использованной затем на средних танках R-35 и Н-39. Два средних опорных катка подвешивались на балансирах по типу «ножниц». Роль упругих элементов играли резиновые шайбы в трех парах горизонтальных амортизаторов. Все катки имели резиновые бандажи. В сочетании с мелкозвенчатой гусеницей такая подвеска обеспечивала плавность и малошумность хода пятитонного танка на скорости 60 км/ч.

Компактность AMR 33 удалось достигнуть за счет плотной и асимметричной компоновки агрегатов. Пулеметная башня командира и сиденье механика-водителя были смещены к левому борту корпуса. Справа размещались двигатель и агрегаты трансмиссии. Танк показал себя в эксплуатации быстроходной, но тесной и неудобной машиной. Поэтому в 1935 году фирма выпустила новый танк, AMR 35, с такой же компоновкой, но несколько увеличенных размеров и массы. Вместо 7,5-мм пулемета его вооружали также 13,2-мм пулеметом или даже пушкой калибра 25 мм.

Несмотря на хорошие ходовые качества, оба типа разведывательных танк быстро устарели, и в летней кампании 1940 года проявились их недостатки тонкая броня и слабое вооружение. Захваченные немцами  машины применялись для охраны военных объектов и коммуникаций. Несколько таких танков были переоборудованы в самоходные 81 -мм пулеметные установки.

ТАНК SAINT-CHAMOND M1917


Как противовес немецким «Шнейдерам» французский главный конструктор полковник Римально сконструировал несколько иной по модификации танк. Шасси применили, как и в первых от тракторов Хольт. Значительно была удлинена, благодаря чему увеличили площадь опоры у гусеничных траков, на грунт давление уменьшили. Восемь опорных катков составили ходовую часть, сблокировали в три тележки по три катка, а передняя в два. Поддерживали ролики, и ведущие колёса фасадного расположения. Эти тележки с корпусной коробкой соединялись шарнирными рычагами. Раму корпуса направляли через цилиндрические пружины. Сложная система соединений делала гусеницу довольно прочной конструкции. Крупнозвенчатые траки количеством в 36 штук пружинили хорошо.

     Вооружение и сборка вооружения танка и корпуса сделало его гораздо больше в длину. Носовая часть имела большой вынос за размеры шасси. Корпус конструировали из бронированных листов в 1,7 см клепками скрепляли, вид танк имел подобно зубилу в профиль. Столь необычный вид инженеры придумали неслучайно, укрупнение специально для тяжелого вооружения предусматривалось изначально. Для крупной пушки с большим откатом требовалась внушительная площадка. Стрельбу вели унитарными залпами, имел он и неплохую способность к пробиванию твердой брони. Единственными минусами были погрешности и ограничения углов наводки. Горизонт давал погрешность в восемь градусов, а вертикаль съезжала на минус четыре градуса. Переносился огонь, чтобы избежать сего, сплошным поворотом. Носовую часть танка для удобного размещения орудия пришлось значительно удлинять. На левый борт смещаясь, располагались и размещения водителя с командиром. Направо от орудия сидел пулеметчик носового пулемета. Всего пулеметчиков было четверо, из которых один служил воителем. 

     Чтобы установить баланс в распределении массового напряжения платформу машины тоже пришлось удлинить. В дополнительном пространстве разместили еще один управляющий пост. Замысел инженеров заключался в том, чтобы танк из сражения выходил также быстро и легко, как и бронемашины. Однако в реальном времени никто этой функцией так и не воспользовался. 
    Двигатель на танк поставили бензиновый, а не дизельный типа Панард в четыре раздельных цилиндра в 125 миллиметров диаметром и поршневым ходом в 150 миллиметров. Скорость для подобной махины в 90 лошадок не достаточно и потому модель значительно переработали впоследствии.

БМП АМХ VCI


 В середине прошлого века для французских ВС была сконструирована определенная новая модель бронемашин. Однако в производство они не попали, были забракованы министерством обороны. С того момента фирма Гочкис занялась разработкой по заказу военного ведомства принципиально новой сухопутной боевой машины пехоты, базовым аналогом которой являлась серийная типовая АМХ-13, которая уже стояла на вооружении в пехотных частях Франции и во многих иных странах. Популярность в военном деле этих машин и подвигла искать новые вариации известного востребованного аналога. Тендер всех конструкторских предложений проводился жесткий, результатом стало утверждение указанной в заголовке модели в качестве основного образца военной машины для пехоты. Модель выпускается с 67 года и в мире военной техники весьма популярна до сих пор. Существует свыше трех с половиной тысяч единиц данного военного транспорта. 

       Отличие от других боевых машин того времени сконструированных на Западе здесь заключалось в том, что боевое размещение десанта в ней позволило вести огневое прикрытие через бойницу специально для этого предназначенную. Минусами можно назвать отсутствие суточного адаптера, которые помогал бы видеть в ночное время всё происходящее вне БМП. Да и плавучестью она не была наделена. Многие страны отказались от включения таких машин в свой парк, однако в Аргентине и Эквадоре, Ливане и Мексике, а также много, где ещё  они сохраняют своё присутствие. 

    Сварную основу для корпуса делают сплошной, передняя часть занята водителем-механиком и непосредственно мотором. Командир с наводчиком располагаются в центральном отсеке, кормовая часть отведена под размещение десанта. Загрузка личного состава осуществляется в боковые дверные проемы, либо производится через верхний люк. С каждой стороны по четыре бойницы есть. Ходовой частью называю блок торсионной подвески с пятью опорными катками, четырьмя основными роликами, вспомогательными к основному колесу по обе стороны бортов. Шасси основы этого БМП настолько универсально, что на его базе сделали множество основных боевых машин, системы управления, машины транспортера, инженерных коммуникационных машин, танкового истребителя, подвижного РЛС системного тягача, и много чего ещё.

      Неважно. Что БМП было сконструировано давно, оно до сих пор сохранило свои уникальные качества. Используемые машины пехоты и до сего момента оставляют широкое поле для своего применения. 

ТАНК «СОМУА» S-35


В начале Второй мировой войны средний танк «Сомуа» S-35 ценился специалистами. Он считается одним из лучших европейских танков, которые находились в эксплуатации в 1940 году. Все военные эксперты называют его конструкцию инновационной, а вооружение и легкость управления отличными.Драматическое поражение французской армии в битве за Францию в мае-июне 1940 года обросло множеством легенд и выдуманных историй. Нет, французская армия не убежала от германских войск, а совсем наоборот. Она заплатила высокую цену. Версия, согласно которой Франция обладала весьма небольшим количеством танков,неверна. Конечно, некоторые части на передовой все еще были оснащены старыми «Рено» FT-17, но это ни в коем случае не стоит распространять на всю армию.

С 1939 года французская армия оснащалась современными танковыми машинами, в частности средним танком «Сомуа» S-35.
Правда, многие считали, что этот танк не был успешной разработкой, поскольку не сыграл заметной роли во время захвата Франции в 1940 году. Это произошло не из-за конструкции танка, которая, безусловно, превосходила качеством многие из существовавших в то время, а из-за бездарности генералов, которые командовали войсками, и неподготовленности офицеров, не владевших теорией использования танковой армии.

В 1934 году французская кавалерия, обеспокоенная перевооружением Германии, решила найти замену «Рено» FT-17. Технические требования крутились вокруг идеи боевого бронеавтомобиля.Компания «Сомуа», которая выиграла тендер, была филиалом группы «Шнейдер», она создала опытную модель, имевшую все требуемые характеристики. Этот танк сразу же оказался успешной разработкой, и многие считали его лучшим танком своего времени.Машина очень быстро вошла в производство и в течение долгого времени оставалась лучшим французским танком.Он получил наименование S-35 (S - начальная буква названия компании «Сомуа», а цифры соответствуют 1935 году, в котором машина вошла в строй).S-35 обладал характеристиками, присущими танкам, выпущенным уже после 1940 года. Его башня, которую приводил в движение электрический двигатель, была литой и более прочной, чем клепаные башни.

БРОНЕМАШИНА ПАНАР EBR

Французская разведывательная бронемашина «Панар» EBR в свое время во многом была инновационной.Ее конструкция позволяла выполнять разнообразные задачи в рядах французской армии. На протяжении примерно сорока лет ее можно было встретить везде, где были задействованы французские войска.Франция после 1945 года приняла решение оснастить свою армию бронетехникой, способной выполнять разноплановые задачи. Легкие танки задумывались не только для разведывательных рейдов, но и должны были выступать как военная сила во время операций по прикрытию флангов или наступления в ходе разведки. В 1930-х годах во Франции уже велись разработки быстрых разведывательных бронемашин, способных открывать стрельбу с неожиданных для противника позиций.Такова предыстория создания EBR - легкой, простой в управлении, мобильной,невысокой, а поэтому менее заметной, и к тому же хорошо вооруженной машины.


Компания «Панар» проектировала машину, центральные колеса которой приподнимались при перегоне по асфальтированным дорогам. Прообразом ее стал автомобиль, разработанный Гендроном и Понятовским и собранный фирмой «Сомуа».В 1940 году проект не был завершен, и единственная опытная модель пропала. Работы возобновились после войны. Модель была оснащена двойным рулевым управлением, как и на других машинах «Панар», например, AMD 178, а также имела убирающиеся колеса и качающуюся башню FL 11 с разъединенным основанием и скорострельным артиллерийским орудием, наводившимся автономно и способным стрелять автоматически тремя снарядами в ближних залпах.Через три года после войны были готовы опытные модели (тип 212). В 1950 году началось массовое производство машин EBR 75 модель 1951. Первая партия, производство которой завершилось в 1960 году, насчитывала примерно 1200 машин.

Несмотря на давность разработки, EBR продолжали использовать вплоть до 1987 года, внося в конструкцию некоторые изменения. Пушка калибра 75 мм в 1953 году уступила место длинноствольной пушке того же калибра, которая была «позаимствована» у немецкой «Пантеры» и стреляла снарядами с высокой начальной скоростью (1000 м/с), затем в 1963 году - орудию калибра 90 мм. А семью годами позднее, в 1970 году, EBR была оснащена длинноствольной пушкой того же калибра 90 мм, но орудие было гладкоствольным (EBR 90). Были разработаны также зенитная версия EBR DCA и бронетранспортер для 14 человек - EBRETT.Четыре нижних колеса EBR можно было поднимать. Их производили из дюралюминия и крепили стальными скобами, благодаря чему подвижность машины на пересеченной местности была превосходной. Когда колеса были подняты, EBR перемещалась по дорогам на надувных шинах со скоростью более 100 км/ч, сохраняя высокую подвижность.На машине был установлен 12-цилиндровый двигатель с горизонтально оппозитным расположением цилиндров, достаточно своеобразный для своего времени. Он был разработан для обеспечения очень низкого центратяжести. Мотор был соединен с трансмиссией посредством боковых валов, которые приводили в движения колеса с независимой подвеской при помощи шестерен. Две коробки передач, задняя и передняя, обеспечивали 16 передач и позволяли переходить на задний ход, не останавливая машину. Масляно-пневматическая подвеска работала мягко и эффективно. При помощи гидравлического управления запускались в ход два или четыре колеса.

В состав экипажа входил командир танка, наводчик, передний водитель и радист, который также выполнял обязанности заднего водителя. Машина могла изменить направление за пару секунд, что являлось неоспоримым преимуществом для ведения огня и возможности незаметно скрыться. EBR зарекомендовала себя во время войны в Алжире, мощность огня и подвижность машины произвели настоящую сенсацию.Но у EBR были и недостатки: высокая стоимость производства, сложность технического осмотра и обслуживания (чтобы получить доступ к мотору, приходилосьснимать башню). Места водителей были очень тесными. Несмотря на это, EBR вдохновила разработчиков на создание другой колесной бронемашины ERC «Сагэ», которая также оказалась удачной. Производством этой более классической, но все же современной машины, наделенной всего шестью надувными шинами, традиционной башней и единственным водителем, также занялась фирма «Панар».

ФРАНЦУЗСКИЙ ТАНК FCM 36


Легкий танк модели 1936 года FCM, или FCM 36, считается одним из лучших французских танков своего класса. Тем не менее он никогда не представлял для немецких танков серьезной угрозы, в основном по причине неправильного использования. Во время войны на территории Франции среди этих танков были серьезные потери.По мнению многих историков, французские танки Второй мировой войны устарели уже в 1939 году. Однако это спорное утверждение.В действительности, в предвоенный период французская армия обладала хорошей техникой, однако не умела использовать имеющийся потенциал. Проекты танков качеством нередко превосходили немецкие, однако техническое исполнение оставляло желать лучшего. Кроме того, они имели устаревшее, не рассчитанное на эту модель, вооружение. Радиосвязь практически отсутствовала, и экипажи не были обучены маневренной войне. К тому же при танковой атаке редко использовалась поддержка артиллерии и пехоты.Так FCM 36 никогда не мог добиться успеха из-за неправильно выбранной тактики боя.


Однако в сентябре 1939 года французская армия насчитывала более 28 ООО легких и 800 тяжелых танков, что беспокоило некоторых офицеров высшего немецкого командования.В 1933 году фирма «Гочкисс» разработала легкий танк, предназначенный для массового производства. Идея вызвала одобрение французского командования: оно заказало нескольким производителям разработку простого, эффективного и недорогого танка.После испытаний множества моделей, выбирается три: Н 35 («Гочкисс»), R 35 («Рено») и FCM (проект инженера Будро). Танк FCM был собран на французском судостроительном заводе FCM (Forges et chantiers de la Mediterranee), который изготавливал также различное вооружение.Выбранная модель была довольно интересной: танк имел корпус, по форме напоминающий бриллиант (от наклонных боковых сторон должны отскакивать снаряды), ему были не страшны газовые атаки, а дизельный двигатель работал на слабо воспламеняемом топливе.

Однако вскоре выявилось много технических недоработок, а потому корпус, башня, подвески, гусеницы, броня подверглись множеству изменений. После доработки аттестационная комиссия объявляет танк FCM 36 лучшим французским танком.Массовое производство было начато в 1938 году. Наклонная форма сварного бронекорпуса и дизельный двигатель можно считать основными техническими достоинствами, а 40-миллиметровая броня превосходила по толщине броню других танков.Однако два существенных недостатка, свойственных многим легким французским танкам, делают машину уязвимой в бою: узкая башня не позволяет поставить передвижную рацию, а командир экипажа должен одновременно наблюдать, заряжать и стрелять, - слишком много функций для одного человека, чтобы обеспечивать эффективность танка в бою.37-миллиметровая пушка модели SA 18 также не являлась эффективным противотанковым оружием. При стрельбе из нее FCM 36 оказывался слишком неповоротливым для легкого танка.Однако командование упорно не замечало этих недостатков и видело FCM 36 достойную замену FT-17, танку сопровождения пехоты периода Первой мировой войны.В 1939 году, после того, как с конвейера сошло 100 машин, стоимость производства возросла в два раза, и оставшийся заказ был отменен.FCM 36 в бою С первых дней военных действий, оказалось, что FCM с его 37-миллиметровой пушкой не может оказать сопротивление более быстрым и мобильным танкам вермахта, рассчитанным на «Блицкриг».В мае 1940 года 503-я группа танковых батальонов преградила проход немецким танкам на реке Маас. Во время этой операции встреча с Panzer III выявила все слабые стороны FCM 36. А из 36 танков, пытавшихся остановить немецкие танки, 26 - были уничтожены.

ТАНК - ЛЕКЛЕРК LECLERC


Французская военная промышленность послевоенного периода развивалась неравномерно. Наряду с созданием удачных образцов, таких как штурмовая винтовка ФАМАС, истребители «Мираж», колесные бронированные машины, имело место, в частности, отставание в производстве танков. Танк третьего поколения разрабатывался с 1978 года государственным концерном «Жиат индастриз»в сотрудничестве с фирмами ФРГ. Спустя четыре года из-за ряда разногласий по техническим вопросам совместная работа была прекращена. Немецкие специалисты видели новый основной боевой танк (ОБТ) тяжелобронированным, со средней подвижностью и массой свыше 60 т, в то время как французские - относительно компактным и высокоскоростным.

Франция, и без того задержавшаяся с созданием танка третьего поколения, с 1982 года самостоятельно продолжила проектирование танка под индексом ЕРС (Engin Principal de Combat). 30 января 1986 года вместо аббревиатуры ЕРС танк получил название «Леклерк» (Leclerc) в честь Филиппа Мари Леклерка, сподвижника генерала Де Голля. 28 августа 1944 года возглавляемая им, тогда еще в звании бригадного генерала, 2-я французская бронетанковая дивизия вступила в Париж.После гибели Леклерка в авиационной катастрофе в 1952 году ему посмертно присвоили звание маршала. Корпус и башня танка изготовлены из композитной брони, в которой используются керамические материалы и многослойная стальная преграда. Так, например, лобовая броня танка образована наружным листом из высокотвердой стали, затем листом ковкой стали средней твердости, наполнителем из слоев керамики и стеклопластика, способных противостоять кумулятивной струе, и тыльным подбоем из тефлона и стеклопластика с упрочняющими углеродными волокнами. Модульные элементы броневой защиты навешиваются на несущий коробчатый каркас.

В качестве основного вооружения используется французская 120-м  гладкоствольная пушка CN-120-26 с длиной ствола 52 калибра. Боеприпасы взаимозаменяемы с другими гладкоствольными пушками НАТО того же калибра, но французская пушка обеспечивает бронебойному сердечнику подкалиберного оперенного снаряда начальную скорость 1750 м/с, значительно превосходя аналоги.Автомат заряжания с транспортером ленточного типа на 22 унитарных выстрела расположен в нише башни. Выстрелы размещены в ячейках горизонтального конвейера, расположенного поперек пушки, напротив казенника которой устроено окно подачи.На танке установлен восьмицилиндровый высокофорсированный многотопливный турбодизель жидкостного охлаждения V-8X1500 с системой наддува Hyperbar - своеобразный симбиоз двигателя внутреннего сгорания и газовой турбины. Он имеет камеру сгорания с перепускным клапаном переменной пропускной способности и турбокомпрессор «Турбомека» ТМ-307В. Благодаря системе наддува двигатель, габаритные размеры которого такие же, как у 720-сильного мотора HS-110 танка АМХ-30, развивает мощность 1104 л. с., при этом его рабочий объем составляет всего 16,5 л (у HS-110 - 28,7 л). Турбокомпрессор ТМ-307В мощностью 12 л. с. может использоваться независимо от основного двигателя как автономный источник энергии или стартер для запуска дизеля.

История французских танков 


Танки изготавливались компаниями «Renault» и «FAMH Schneider», последняя, изготавливала башенную часть нового образца. От «В1» новому танку достались морально устаревшая подвеска и гусеничные ленты. По скоростным характеристикам танк получился самым медленным послевоенным танком и имел максимальную скорость движения 37 км/ч. А вот двигатель и корпус были новыми разработками, бронеплиты на корпусе ставились под углом 45 градусов, что придавало лобовой броне эквивалент 17 сантиметров обычно установленной брони. Башенная часть танка была самой современной у новой машины. Недостаток башни – низкое качество соединительных швов, а сделать такую башню полностью литой, французская промышленность была просто не в силах. На башне установили 90 мм орудие «Шнейдер». В целом ARL-44 получился «неудачным» танком, но не стоит забывать, что танк являлся переходной моделью, имел в себе элементы как новых, так и старых танков. Да и задача у танка была по совей сути «невоенная» - танк своим производством возрождал из пепла французское танкостроение, за что ему большое спасибо.

История французских танков – легенды и забытые проекты



Следующий танк, разработанный французскими специалистами, был «AMX 12t». Это младший брат будущего французского «AMX 13». Уже из названия видно, что вес данного танка равнялся 12 тоннам. Ходовая часть младшего брата имела опорный задний каток, который был в то же время и ленивцем. Как выяснилось, такая конфигурация катков была ненадежна и вызывала постоянные проблемы натяжения гусениц. Эта ходовая часть с измененной конфигурацией катков, где ленивец стал отдельным элементов ходовой части, что привело к удлинению корпуса танка, стала базой при создании легенды французских танкостроителей «AMX-13». Башня AMX 12t была прародительницей башни танка «AMX-13». Танк, согласно проекту, был оснащён автоматом заряжания.

История французских танков – легенды и забытые проекты


46 год. Закончен этап проектирования нового танка. Согласно требований AMX 13 имел легкий вес для перемещений самолетами для поддержки парашютных десантов. Новый AMX 13 получает торсионную подвеску, двигатель, расположенный впереди и справа, тогда как слева размещался водитель-механик. Основная особенность делающий этот танк неповторимым – качающаяся башня. Башня оборудовалась орудием верхнего исполнения. При вертикальной наводке пушки использовалась только сама верхняя часть. Башню устанавливали в кормовой части корпуса, и в ней размещался остальной экипаж бронированной машины – командир и наводчик. 75 мм орудие танка проектировалось с немецкого орудия «7.5 cm KwK 42 L/70», такие стояли на «Пантерах» и обеспечивалось оно широким спектром снарядов. Башня получила довольно интересную автоматическую систему перезаряжания барабанного типа – 2-а барабана, каждый по 6 снарядов. Барабаны находились в кормовой части башни. Боекомплект в 12 боеприпасов позволял танку вести очень быстрый огонь, но как только боеприпасы в барабанах закончились, танку надо было укрыться и произвести перезаряжание барабанов вручную, снаружи машины.

История французских танков – легенды и забытые проекты


Серийное производство AMX 13 началось в 52 году, для его производства были использованы мощности «Atelier de Construction Roanne». Без малого 30 лет поступал на вооружение в ВС Франции. Несколько сот единиц AMX 13 до сих пор служат в танковых подразделениях Франции. Один из самых массовых европейских танков, поставлялся в 25 государств. На сегодня насчитывается порядка ста модификаций танка. На его базе создают всевозможные бронированные машины: САУ, комплексы ПВО, БТР и самоходные ПТУры.

AMX-13/90- является первой модификацией основного AMX 13. Поступил на вооружение в начале 60-х годов. Основное отличие – установленное 90 мм орудие, снабженное кожухом и дульным тормозом. Немного сократился боезапас – теперь орудие танка имело 32 боеприпаса, из которых 12 были установлены в барабанном магазине. Орудие могло вести огонь фугасными, бронебойными, кумулятивными, подкалиберными снарядами.

История французских танков – легенды и забытые проекты


Batignolles-Chatillon 25t является проектной модификацией основного AMX 13. Было создано только две единицы данной модификации. Для повышения живучести машины увеличивают размер и придают дополнительную броню. Эти и несколько других изменений в сумме дали вес танка – 25 тонн. Согласно проекту, команда танка состояла из 4-х человек, проектная скорость данной модификации - 65 км/ч.

История французских танков – легенды и забытые проекты


«Lorraine 40t» создавался вдогонку таким монстрам как советский ИС-2 -3 и германский «Tiger II». Конечно, танк не смог догнать эти выдающиеся танки ни по броне, ни по массе, и, наверное, установка 100 мм, а потом 120 мм орудия была своеобразной попыткой приблизится к ним. Но все проекты таких танков либо оставались на бумаге, либо были выпущены в ограниченном количестве. Все проекты данной серии использовали в качестве ДУ немецкий «Майбах». «Lorraine 40t» были выпущены в 2-х экземплярах-прототипах. По сути, это несколько облегченный «AMX-50». Присутствовали в решение танка и отличительные особенности: башенная часть, расположенная в носовой части танка, и «щучий нос» - аналогично ИС-3. Также были применены резиновые шины для опорных катков, что дало танку дополнительную амортизацию.

История французских танков – легенды и забытые проекты


«М4» - первая модель тяжелого танка. Что бы как-то догнать СССР и Германию по созданию тяжелых танков, французские конструкторы начинают строительство своего тяжелого танка. Первая модификация получает название «М4» или проект 141. Данная модель практически скопировала немецкий Тигр. Ходовая часть получила гусеницы мелкозвенчатого исполнения и «шахматные» опорные катки, подвеску торсионного типа с гидроамортизацией. Клиренс танка мог изменяться до 100 мм. Отличие от немецкого тигра – трансмиссия и ведущие катки были кормового исполнения. Согласно проекту танка, он должен был весить порядка 30 тонн, но на практике для этого пришлось бы уменьшить бронирование до 3 сантиметров. Это смотрелось на фоне «Тигра» и ИСа совсем смехотворно. Броню увеличивают до 9 сантиметров и устанавливают под оптимальными углами, поэтому вес машины значительно вырос по сравнению с проектным. Танк получил 90 мм «Шнейдер» в башне классического типа и пулемет калибра 7.62 мм. Команда машины – пять человек. Данная модель не была выпущена даже в прототипе, так как принимается решение заменить классическую башенную часть на новую от компании «FAMH»

«AМХ-50 – 100 мм» - серийный тяжелый танк. Основная особенность – из-за параллельной разработки AМХ-50 и AМХ-13 имеют большое внешнее сходство с последним.
49 год. Выпускается две единицы танка «AМХ-50 – 100 мм». 51 год – танк небольшой серией идет на вооружение ВС Франции. Танк получился очень неплохим и выгодно отличался от американского и британского аналога. Но вследствие постоянной нехватки средств, «AМХ-50 – 100 мм» не стал массовым танком. Из компоновки – МТО находилась в корме корпуса, водитель-механик с помощником находились в отделение управления, командир машины располагался в башенной части слева от орудия, наводчик орудия – справа. Корпус литого типа выполнен с оптимальным размещением под углом лобовой брони, толщина лобовых и верхних бортовых бронелистов - 11 сантиметров. Переход нос-борт выполнен благодаря скошенным поверхностям. Отличается от проекта М4 дополнительными катками (5 внешнего и 4 внутреннего типа). Пулемет с лобового листа заменяется на спаренный с орудием пулемет. Кроме этого, башенная часть получила автономную зенитную установку – два пулемета калибра 7.62-мм. Башенная часть качающего типа была разработана компанией «FAMH». До 50 года в нее устанавливали 90 мм орудие, потом в немного модифицированную башню поставили 100 мм орудие. Остальная конструкция башни соответствует конструкции башни AМХ-13. ДУ – бензиновый Майбах «HL 295» или двигатель «Saurer» дизельного типа. Конструкторы ожидали, что использование двигателей, мощностью в 1000 л.с., даст возможность приобрести танку скорость хода порядка 60 км/ч. Но как показало время, танк не смог преодолеть планку в 55 км/ч.

История французских танков – легенды и забытые проекты


«AMX-65t» - танк Char de 65t - аван-проект тяжелого танка. Начало основных разработок - 50 год. Подвеска шахматного типа, четырехрядное расположение катков. Лобовая броня по типу «щучий нос» по аналогу советского ИС-3 с меньшим наклонным углом. В остальном – копия Королевского Тигра. Согласно проекта ДУ – 1000 сильный двигатель «Майбах». Возможное вооружение – 100 мм орудие и пулемет зенитного типа.

«AМХ-50 – 120 мм» - тяжелый танк. Имел три модификации 53, 55 и 58 года. Французский «конкурент» советского ИС-3. Лобовая часть выполнена, как у конкурента, - по типу «щучий нос». Модификация 53 года имела башню классического типа с орудием калибра 120-мм. Но конструкция получилась неудобной. Модификация 55 года – башня качающего типа со спаренным с 120 мм орудием 20-мм пушку для поражения легкобронированной техники. Значительно усилена лобовая броня, практически в два раза. Это приводит к серьезному увеличению веса: до 64 тонн против прежних 59 тонн. Военному ведомству такая модификация из-за увеличенного веса не понравилась. Модификация 58 года. «Облегченная» до 57.8 тонны модификация «AМХ-50 – 120 мм». Имела литой корпус и закругленную лобовую броню. Планировалось использовать в качестве ДУ тысячесильный Майбах. Однако двигатель не оправдал надежд: из заявленных 1.2 тысячи лошадок, двигатель не давал и 850 л.с. Использование 120-мм пушки привело к неудобству перезаряжания, боеприпасы от орудия было тяжело перемещать одному- двум человекам. Команда машины 4-е человека, и отя четвертый член экипажа числился как радист, фактически являлся перезаряжающим. Танк не был построен из-за появления кумулятивных снарядов, данная броня таким снарядам была слабой помехой. Проект сворачивают, но не забывают. Наработки будут использованы при разработке проекта «ОБТ АМХ-30»

История французских танков – легенды и забытые проекты


Не только танки
«AMX 105 AM» или М-51 – первая самоходная машина на базе «AMX-13», 105 мм гаубица самоходного типа. Первый образец создан в 50 году. Первые серийные САУ пополнили ряды вооруженных сил Франции в 52 году. САУ имела неподвижную, смещенную на корму, открытую рубку. В рубке установили 105 мм «Mk61» образца 50 года выпуска. На орудии имелся дульный тормоз. Там же разместили 7.62 мм пулемет зенитного типа. Некоторые САУ «AMX 105 AM» вооружали дополнительно 7.5 мм пулеметом, что устанавливался в башне с круговым вращением. Основной недостаток – медленная наводка на следующую цель. Боезапас 56 боеприпасов, в число которых входили и бронебойные снаряды. Дальность поражение фугасным боеприпасом 15 тысяч метров. Ствол выпускали 23 и 30 калибров, он был обеспечен дульным тормозом двухкамерного исполнения. Для управления стрельбой САУ AMX 105 AM оснащалась 6-ти кратным прицелом и 4-х кратным гониометром. Данные САУ поступали на экспорт – их использовали Марокко, Израиль и Нидерланды.

«АМХ-13 F3 AM» - первая европейская послевоенная САУ. Принята на вооружение в 60 году. САУ имела орудие калибра 155 мм, длиной 33 калибра и дальностью поражения до 25 километров. Скорострельность – 3 выстр/мин. «АМХ-13 F3 AM» не брала с собой боезапас, его возил для нее грузовик. Боезапас - 25 снарядов. Также грузовой автомобиль перевозил и 8 человек – команду САУ. Самые первые «АМХ-13 F3 AM» имели бензиновый 8-ми цилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением «Sofam Model SGxb.». Последние САУ имели 6-ти цилиндровый дизельный двигатель с жидкостным охлаждением «Detroit Diesel 6V-53T». Дизель был мощнее бензинового двигателя и позволял САУ передвигаться на 400 километров со скоростью хода 60 км/ч.

История французских танков – легенды и забытые проекты


«BATIGNOLLES-CHATILLON 155mm» проект САУ. Основная идея – установка башни вращающегося типа. Начало работ по созданию образца - 55 год. Башню закончили разрабатывать в 58 году. В 59 году от проекта отказываются, прототип САУ построен не был. Согласно проекту, скорость хода - 62 км/ч, масса 34.3 тонны, команда состоит из 6 человек.

История французских танков – легенды и забытые проекты


«Lorraine 155» - САУ типа 50 и 51. Основа проекта – база «Lorraine 40t» с установкой 155 мм гаубичного орудия. Основная идея – размещение казематной части. Вначале, на первом образце она размещалась в центре САУ, на следующем образце – сместилась в носовую часть САУ. Обладание шасси прорезиновыми катками сделало САУ интересным вариантом для использования. Но в 55 году проект закрывают в пользу другого проекта САУ «BATIGNOLLES-CHATILLON». Основные данные: масса - 30.3 тонны, команда - 5 человек, скорость хода - до 62 км/ч. Вооружение САУ – гаубица калибра 155 мм и спаренная с ней 20-мм пушка.

История французских танков – легенды и забытые проекты


«AMX AC de 120» первый проект артустановки самоходного типа на базе «М4» образца 46 года. Получила «шахматную» подвеску и рубку в носовой части. Внешне имела сходство с немецкой «JagdPanther». Проектные данные: вес САУ - 34 тонны, броня - 30/20 мм, команда - 4 человека. Вооружение: 120 мм «Schneider» и башенный пулемет справа от рубки. ДУ Майбах «HL 295» мощностью в 1.2 тысячи л.с. «AMX AC de 120» - второй проект артустановки самоходного типа на базе «М4» образца 48 года. Основное изменение – конструкция рубки. Меняется силуэт машины: он становится заметно ниже. Теперь САУ стала похожа на «JagdPzIV». Изменилось вооружение: рубка САУ получила 20 мм «MG 151» турельного исполнения, корма САУ две 20 мм «MG 151».

История французских танков – легенды и забытые проекты


И последний рассмотренный проект - AMX-50 Foch. Самоходная артустановка на базе «AMX-50», получает 120 мм орудие. Очертаниями САУ напоминала немецкую «JagdPanther». Имелась пулеметная башня с ЗП «Reibel» на дистанционном управлении. Командирская башня была обеспечена дальномером. Водитель САУ наблюдал за обстановкой через имевшийся перископ. Основное предназначение – поддержка 100 мм танков, уничтожение наиболее опасной бронированной техники противника. После успешных испытаний в 51 году малым количеством идет на вооружение ВС Франции. После, при стандартизации вооружения членов НАТО, САУ снимают с конвейера и 52 году проект закрывают в пользу проекта танка «создания AMX-50-120».

танк - AMX-56 «Leclerc»

AMX-56 является основным французским танком. Основной разработчик компания «GIAT». В 80-х годах прошлого столетия создавался для смены на вооружении уже устаревшего AMX-30. В серию танк поступает в 1992 году, за 15 лет было создано 794 единицы «Леклерк». На сегодня производство AMX-56 прекращено. 406 единиц стоят на вооружении французской армии, 388 единиц - на вооружении ОАЭ. Один из самых дорогих в мире современных танков, примерная стоимость одной машины – 6 миллионов евро.

Один из самых дорогих современных танков - AMX-56 «Leclerc»


Данный танк производился по заказу высшего французского руководства. Создание новой машины поручили фирме «GIAT Industries». Танку дали имя известного генерала, возглавляющего танковые подразделения Франции времен Второй мировой - Филиппа Мари де Отклоке. Генерал получил посмертно звание маршала французской армии. При жизни его называли «Леклерком» - прозвище в честь известного в 18 веке военачальника французской армии.

AMX-30 – основной танк вооруженных сил Франции. К 70-м годам значительно устарел. Французские конструкторы, основываясь на опыте создания «AMX-30», его модификаций, а также проведя анализ зарубежных «Леопарда», «Меркавы» и «Абрамса», представили собственный проект «Engin Principal de Combat». Это происходит на фоне прекращения разработки совместного танка с Германией на основе второго «Леопарда». Начинается реализация собственного проекта. Основным его было повышенное внимание к системе активной защиты, что должно было позволить снизить весовые характеристики при облегчении броневой защиты.

1986 год. Создано шесть прототипов. Огромную помощь при создании танка предоставили ОАЭ, которые заинтересовались покупкой данных танков еще на стадии разработки «Леклерк».
1990 год. Появляются первые четыре единицы AMX-56. С этого момента и начинается серийное производство основного танка.
1992 год. Первая партия поступает на вооружении ВС Франции. Следующие две партии в количестве 17 танков, быстро отозвали – были обнаружены конструктивные дефекты. 4 и 5 партия без проблем поступила на вооружение – были исправлены все обнаруженные недостатки. До девятой партии выпуска боевых машин включительно, главный упор сделан на обеспечение танков электронными приборами, в числе которых танковые ИУСы. Все танки ранних выпусков подвергаются модернизации по стандарту 9 партии.
2004 год. Выпускают десятую партию танков. Они начинают новую, третью серию модернизации AMX-56. Основные новшества – новые танковый ИУС и броня. В последней партии сошло с конвейера 96 единиц AMX-56. 2007 год. Все танки «Леклерк» в вооруженных силах Франции были распределены на четыре полка, в каждом полку насчитывалось по 80 танков AMX-56, остальные 35 танков были раскиданы по другим бронетанковым частям. Заявленная потребность Франции в таких танках до одной тысячи единиц. Кроме того, 15 «Леклерков» использовались миротворческим контингентом Франции в Косово. 13 танков также выполняют миротворческую миссию в Южном Ливане.

Один из самых дорогих современных танков - AMX-56 «Leclerc»


Устройство и конструкция 
Танк создали по компоновке классического типа. ОУ в передней части, БО в центре и МТО в задней части танка. За счет применения автомата заряжания экипаж машины состоит из 3 человек: командира, наводчика и механика-водителя. Из многослойной брони изготовили боковые и лобовые решения корпуса. Особенность бронирования танка – модульная конструкция брони при выполнении лобовых решений башни и корпуса. При повреждении модули с элементами керамики легко можно заменить в полевых условиях.

Вооружение AMX-56 – 120 мм гладкоствольное орудие CN-120-26. Длина пушки 52 калибра – 624 сантиметра. Орудие снабжено заряжающим автоматом и стабилизировано в 2-х плоскостях. Башня танка имеет модернизационный запас под установку перспективных 140 мм орудий. Управление наведением орудия осуществляется с помощью СУО, которая интегрирована в ИУС. В СУО входит:
- прицел для наводчика HL60 комбинированного типа;
- командирский прицел HL70 панорамного типа;
- наблюдательные приборы наводчика и командира перископического типа;
- 2-х плоскостной стабилизатор орудия;
- автометеопост;
- «центральный» компьютер, который обеспечивает постоянную связь всех компонентов системы и наводку орудия по данным автоматического метеопоста.

Один из самых дорогих современных танков - AMX-56 «Leclerc»


СУО дает возможность командиру машины в дневных и ночных условиях вести поиск объектов и передачу данных на прицельные приспособления наводчика. Боезапас орудия 40 боеприпасов унитарного типа. 22 единицы сразу находятся в заряжающем автомате, остальные находятся в боеукладке барабанного типа в ОУ. Наводчик осуществляет перемещения боеприпасов в заряжающий автомат по мере необходимости. Ассортимент боеприпасов стандартный – бронебойные подкалиберные и кумулятивные, которые играют роль и осколочных боеприпасов, они взаимозаменяемые со снарядами от 120 мм орудия «Рейнметалл». Автомат для заряжания орудия размещен в задней части башни в отдельном отсеке, который снабжен панелями. В общем, автомат – конвейер ленточного типа, дающий техническую возможность орудию производить до 15 выстрелов в минуту.

МТО танка получило V-образный 8-ми цилиндровый дизельный двигатель многотопливного типа с жидкостным охлаждением. Производитель двигателя финская фирма «Wartsila», создан по типу V8X 1500 – мощность 1.5 тысячи л.с., 2.5 тысячи обор/мин. Двигатель оснащен турбированным компрессором «Гипербар», который приводиться отдельно выполненным двигателем газотурбинного типа, и может работать независимо от главного дизеля для обеспечения электрогенератора. В МТО дизель разместили вдоль продольной оси, сам двигатель с трансмиссией и охлаждением выполнен как единый блок. Трансмиссия AMX-56 состоит из автоматической 5-ти ступенчатой коробки передач ESM500 гидромеханического типа, бортовых поворотных механизмов и тормозных механизмов. Замена СУ «Гипербар» вследствие продуманного размещения и крепления не занимает более получаса времени. Кстати AMX-56 – единственный в своем роде танк с СУ «Гипербар». Турбонаддув происходит от отдельно выполненной турбины, а не от выхлопных газов. Это позволило конструкторам создать танк с высокими тяговыми показателями, хорошей экономичностью и малыми размерами самого МТО.

Один из самых дорогих современных танков - AMX-56 «Leclerc»


Ходовая «Леклерка» состоит из шести обрезиненных сдвоенных катков опорного типа, катков поддерживающего типа, ленивца и кормового ведущего колеса. Подвеска – гидропневматическая индивидуальная. Ее узлы вынесены из бронекорпуса, что освободило пространство в бронированном корпусе и облегчило техобслуживание подвески. Гусеничное полотно имеет зацепление цевочного типа, шириной 63.5 сантиметров, шарниром резинометаллического исполнения. Дорожка обрезиненная, со съемными башмаками из резины для перемещения по асфальтному полотну дороги.

Основные характеристики:
- вес - 54.6 тонны;
- длина - 688 сантиметров, с орудием вперед - 987 сантиметров;
- ширина - 371 сантиметра;
- высота - 3 метра;
- просвет - 50 сантиметров;
- броня комбинированная (стально-керамическо-кевларовая);
- лобовая броня по эквиваленту стальной брони – 64/120 сантиметров;
- дополнительное вооружение – пулемет M2HB-QBC калибра 12.7 мм, пулемет F1 калибра 7.62 мм;
- скорость хода по шоссе - до 71 км/ч, по бездорожью - до 50 км/ч;
- дальность хода - до 550 километров.

Комментариев нет:

Отправить комментарий