Американские танки


Танк M1 Abrams  (США)
M1 Abrams — основной боевой танк США. Серийно выпускается с 1980 года. Стоит на вооружении армии и морской пехоты США, Египта, Саудовской Аравии, Кувейта, Ирака и Австралии. Назван в честь генерала Крейтона Абрамса.

Модификации:
M1 (1980 год) — базовая модель: 105-мм нарезная пушка, боекомплект 55 снарядов.
IPM1 (1984 год) — усилено лобовое бронирование башни (уровень M1A1), модернизирована подвеска и трансмиссия, введён электроспуск ЗПУ.
M1A1 (1984 год) — 120-мм гладкоствольная пушка, боекомплект сократился до 40 снарядов, усиленно бронирование лба корпуса, новая коллективная система защиты от ОМП со встроенным кондиционером.
M1A1HA (1988 год) — усилено бронирование башни, танк оснащён урановой бронёй.
M1A1HC (1990 год) — доработки в соответствии с требованиями КМП, боекомплект увеличен до 42 артиллерийских выстрелов.
М1А1НА+ (1991 год) — усилено бронирование лба башни.
М1А1D (2000 год) — дигитальные распределительные щитки шасси и боевого отделения.
M1A1AIM — капитальный ремонт и модернизация ранее построенных танков до уровня машин выпуска 1992—1993 годов.
M1A1AIM Block I — капитальный ремонт и модернизация ранее построенных машин. Внедряются тепловизионная камера второго поколения для основного прицела наводчика, тепловизионный прицел ЗПУ, терминал FBCB2-BFT, интегрированная система для самодиагностики бортовых систем и т. п.
M1A2 (1994 год) — независимый тепловизионный панорамный прицел командира, новый прицел наводчика со стабилизацией в двух плоскостях и безопасным для глаз дальномером, новая командирская башенка с 8 перископами (вместо 6), тепловизионный прибор наблюдения для механика-водителя, боевая информационно-управляющая система IVIS. Усиленное бронирование башни путём увеличения габарита лобовых деталей и наполнения их урановой броней. Боекомплект орудия составляет 42 выстрела.
M1A2 SEP (1999 год) — Systems Enhancement Package: в прицелы командира и наводчика введены тепловизионные камеры 2-го поколения (технология SADA II), установлена система управления войсками FBCB2. Наполнить лобовых деталей башни заменён на броню 3-го поколения вместо уранового наполнителя, что позволило во много раз увеличить стойкость против кумулятивных средств поражения. Введён кондиционер. Появились цветные дисплеи.
M1A2 SEP V2 (2008 год) — Systems Enhancement Package Version 2: усовершенствованные цветные дисплеи для отображения тактической обстановки, прицелы с электрооптическим и инфракрасным каналами, доработанная силовая установка и новые средства связи, совместимые с информационно-боевыми сетями пехотных частей и соединений. Модернизация также включает внедрение других технологий, разработанных по программе «Боевые системы будущего» (Future Combat Systems).=
Tank Urban Survival Kit (TUSK) — «комплект дополнительного оборудования и бронирования, повышающий боевые возможности в городских условиях», предназначенный для монтажа на танки М1А1 и М1А2; включает в себя комплекс динамической защиты ARAT для повышения защиты боковых проекций от кумулятивных средств поражения, тепловизионный прицел для турельной установки пулемёта М240 заряжающего, щитки для защиты командира и заряжающего при наблюдении из открытых люков, разнесённое бронирование днища, гарнитуру для связи с пехотой, дополнительный пулемет М2 на установке CSAMM (монтируется на маске орудия), тепловизионный прицел командирской ЗПУ (для М1А1), дистанционно-управляемую установку CROWS (для М1А2).
M1A2S (2011 год) — модернизация M1A1 и M1A2 для ВС Саудовской Аравии. Газотурбинный двигатель AGT-1500 планировалось заменить на более экономичный LV-100-5. Также, планировалось заменить 120-мм пушки M-256, системы связи и управления огнём, усилить бронирования фронтальной проекции корпуса и башни и добавить динамическую защиту ходовой части.

Технические характеристики:
Длина корпуса: 7917 мм
Длина с пушкой вперёд: 9766 мм
Ширина корпуса: 3658 мм
Высота: 2885 мм
Клиренс: 480 мм

Бронирование: 
Тип брони: катаная стальная и комбинированная, противоснарядная

Вооружение:
Пушка: 105-мм M68 (начиная с M1A1 — 120-мм М256) 
Тип пушки: нарезная (начиная с M1A1 — гладкоствольная) 
Длина ствола: 50,92 калибров (начиная с M1A1 — 44) 
Боекомплект пушки: M1 — 55 (начиная с M1A1 — 42) 
Углы ВН: -10…+20 град
Прицелы: перископический монокулярный GPS со встроенным лазерным дальномером, телескопический M920, монокулярный M919 
Пулемёты: 1Х12,7-мм M2HB, 2Х7,62-мм M240

Подвижность:
Тип двигателя: газотурбинный 
Мощность двигателя: 1500 л. с.
Скорость по шоссе: M1 — 72 км/ч; M1A2 — 70 км/ч
Скорость по пересечённой местности: 48,3 км/ч
Запас хода по шоссе: 410 км
Удельная мощность: 24,5 л. с./т 
Тип подвески: индивидуальная торсионная 
Удельное давление на грунт: М1 — 0,93 кг/см; М1А1 — 0,97 кг/см; М1А2 — 1,07 кг/см

Преодолеваемые препятствия:
подъём: 30 град.
стенка: 1,2 м
ров: 2,7 м
брод: 1,2 м(2,3м с ОПВТ)

танк М1917). 


Не имея возможности заказать постройку новых танков или хотя бы просто приобрести их за рубежом, армия США была вынуждена провести модернизацию имевшегося танкового парка собственными силами. Первый этап был проведен в начале 1920-х гг., когда пулеметные танки оснастили новых перфорированным бронекожухом и щитком с загнутыми вверх краями, предохранявшим установку от заклинивания пулями или мелкими осколками. Также с участием М1917 провели ряд экспериментов, включая установку сигнального оборудования на один из танков варианта TSF.
Легкий танк M1917 TSF, оснащенный экспериментальной сигнальной установкой
Легкий танк M1917 TSF, оснащенный экспериментальной сигнальной установкой
Более серьёзно отнеслись к вопросу модернизации в 1929 году, когда на один из танков М1917 установили двигатель Franklin с воздушной системой охлаждения мощностью сначала в 67, а затем в 145 л.с. Данная доработка привела к необходимости увеличить размеры моторно-трансмиссионного отделения, а общая длина танка увеличилась почти на 30 см. Было также введено направляющее колесо новой конструкции, позволившее снизить шумность при движении танка. Опыт оказался успешным и в течении 1930-1931 гг. ещё шесть М1917 были переоснащены 100-сильной версией того же двигателя. Модернизированные машины получили обозначение М1917А1 и приходили испытания на Абердинском полигоне. Но артиллерийско-техническая служба по результатам испытаний на Абердинском полигоне не признала модернизированный танк «соответствующим ожиданиям», и модернизировать другие танки не стали. 6 переделанных танков передали в танковое подразделение «механизированных сил» в Форт-Эстис, шт. Вирджиния.
Танк M1917А1
Танк M1917А1
От устаревшего танка решили отказаться в пользу разработки новых. Эту работу задержал разразившийся экономический кризис, так что и в начале 1930-х на учениях армии еще действовали танки M1917. В первой половине 1930-х гг. старые танки постепенно отправлялись на пункты временного хранения или вовсе утилизировались, хотя несколько М1917 успели передать частям Национальной Гвардии. К этому времени из Франции доставили ещё 213 «Рено» FT-17, что формально позволяло США входить в тройку самых мощных танковых держав.
Лёгкие танки M1917 на пункте временного хранения
Лёгкие танки M1917 на пункте временного хранения
Возможно, большинство оставшихся танков М1917 закончило бы свою карьеру в виде мишеней на полигонах, если бы не плачевное положение дел с бронетехникой в Канаде. Почему-то считалось, что современная техника доминионам не нужна, поэтому танки если и раздавались, то уже устаревшие и в крайне незначительных количествах. В 1940 г. в Канаде развернулась обширная программа обучения танковых экипажей. Но если с курсантами проблем практически не было, то танков явно недоставало. В этой ситуации канадцы обратились за помощью к США и те очень быстро нашли, чем помочь.
Легкие танки M1917, переданные в 1940 году канадской армии
Легкие танки M1917, переданные в 1940 году канадской армии
Летом 1940 г. Соединенные Штаты продали канадскому правительству 229 устаревших танков по «номинальной остаточной стоимости» 240 долларов США за каждый – т.е. по цене металлолома, с учетом срока эксплуатации машин. Основную их массу составили 6-тонные. Уже 8-го октября первый М1917 прибыл в учебный центр в Кэмп Бодэн. В общей сложности было получено 236 лёгких танков всех трех модификаций. О том, как при передаче техники американцы относились к своему союзнику, можно было судить по надписям на бортах танков вроде «Good luck Canada. Take them away» («Удачи, Канада. Забирайте их насовсем»). Тем не менее отремонтированные М1917 использовались в Кэмп Боден вплоть до начала 1943 года, пока там не набралось достаточного количества более современных машин, только после этого окончательно пойдя на слом.
Еще 212 таких танков передали Великобритании – также для обучения танковых экипажей.
Легкие танки M1917 в Канаде. 1940 год.
Легкие танки M1917 в Канаде. 1940 год.

Бронетанковая техника США 1939-1945. Легкие танки. 


Один из легких танков, выпускавшийся после 1918 года, был танк с маркировкойM1(М2)Уступая по защите своим современникам, германским Pz I и PzII, по вооружению М1 занимал промежуточную позицию. С 1935 по 1937 г. изготовлено 1048 единиц.
М1 — корпус и башня смешанной клепано-сварной конструкции. Во вращающейся башни установлено вооружение. Изготовлено 90 единиц.
М1А1 — Доработана коробка передач, направляющее колесо сдвинуто назад на 280 мм. Изготовлено 24 единицы.
М1А2 — Модернизация М1. На танке смонтированы перископические приборы наблюдения.
М2 — Подобный по конструкции М1. Модернизированы ходовая часть (направляющее колесо большего диаметра, введены три поддерживающих ролика). Двигатель — дизель. Изготовлено 34 единицы.
С 1938 года М1 и М1А1 состояли на вооружении механизированных кавалерийских полков и бригад.
10 июля 1940 года создаются бронетанковые войска США. Броневые машины М2 были переименованы в легкие танки. Все эти модернизации оставались на вооружении до 1942 года.
us-1-1
Легкий танк М2
Проектировался и строился по одному техническому заданию с машиной М1, но предназначался для пехоты. С 1935 по 1942 год изготовлено 696 единиц.
М2А1 — Сварные корпус и башня. Вооружение: пулеметы 12,7 и 7,62-мм во вращающейся башне и курсовой 7,62 мм. Командирская башенка. Масса танка 7,1 т. Экипаж 4 человека. Изготовлено 10 единиц.
М2А2 — Танк с двумя башнями, в одной пулемет 12,7 мм, в другой 7,62 мм. Изготовлено 239 единиц с дизелем Т-1020 Guiberson.
М2А3 — направляющее колесо сдвинуто назад на 280 мм. Толщина лобовой брони 22,2 мм. Изготовлено 73 единицы.
us-1-2
М2А4 — 37-мм пушка и спаренный 7,62 мм пулемет, курсовой пулемет 7,62 мм, зенитный пулемет на командирской башенке. Изготовлено 375 единиц.
В конце 1930 годов танки М2 участвовали в различных маневрах. К 1940 танки типа М2 были сосредоточены в 6-й моторизированной и сводной танковой бригадах. На вооружении состояли до 1942 года. В 1940 году по программе ленд-лиза 36 танков были переданы англичанам.
us-1-3
Легкий танк CTL
Семейство без башенных танков.
CTL-1 – первый вариант такого танка с клепанным корпусом, ходовой, которая включала в себя 4 опорных катка, сблокированных попарно и один поддерживающий ролик. Вооружение состояло из пулемета калибра 7,62 мм. Масса — 4 т, экипаж 2 человека.
CTVL – Бронирование 12,7 мм, вооружение — 2 пулемета 7,62 мм.
CTL-3 – первый серийный образец безбашенного танка. Вооружение — 1 пулемет 12, 7 мм, два пулемета 7,62 мм. Изготовлено 5 единиц.
CTL-3А — усиленная подвеска и более широкие гусеницы.
CTL-3М — приведенные под один стандарт CTL-3 и CTL-3A.
CTL-6 – Боевая масса 6,7 т, бронирование 11 мм. Вооружение — 3 пулемета 7,62 мм. Двигатель 124 л.с., экипаж 2 человека. Изготовлено 20 единиц.
us-1-4
CTLS-4 – усовершенствованная шестерка. Создан по голландскому заказу, оборудован одноместной башней. Вооружение — 3 пулемета 7,62 мм. Экипаж 2 человека. Изготовлено 452 единицы.
На островах в Тихом океане танки прослужили до 1943 года, до замены легкими танками «Стюарт».
Американские экипажи не очень любили эти танки. Из отчета было видно почему — кажда из их терпела аварию после 100 часов использования. В 1942 году все эти танки были сняты с вооружения и списаны.
Продолжение следует.
По книге Барятинского «Бронетанковая техника США 1939-1945»
23 сентября 1917 г. американцы приняли решение о формировании собственного Танкового корпуса, вооружив его двумя типами танков – легким на основе французского «Рено» FT-17 и тяжелым английским Мк VI (видимо, под влиянием идей генерала Этьена), хотя последний существовал только в проекте.Первоначально размер Танкового корпуса определили в 20 «дивизий» со штатным составом в 2000 легких и 200 тяжелых танков, предусмотрев ежемесячно замену 15% машин. Заказ на 600 Мк VI вскоре аннулировали. Американцы решили развернуть свою танкостроительную программу для удовлетворения потребностей собственной армии и армий союзников, рассчитанную на окончание войны в 1919 г. 
В мае 1918 года был утвержден штат американского Танкового корпуса в составе 15 бригад, каждая из которых состояла из двух легких и одного тяжелого батальона. Французы согласились поставить матчасть для трех американских танковых батальонов. 5 июля 1918 г. союзный комитет постановил оснастить американские подразделения британскими и французскими танками (равным образом союзникам пришлось снабжать американские экспедиционные силы также артиллерией и пулеметами). Подготовку 301 -го тяжелого танкового батальона вели в Англии в Бовингтоне (так там образовался американский учебный центр). 301-й тяжелый батальон укомплектовали танками Мк V и Мк V* и 24 августа отправили во Францию, где придали 1-й британской танковой бригаде. В Бовингтоне подготовили также экипажи для 302-го и 303-го американских батальонов и две спасательные танковые роты, но они участия в боях не приняли.
Американские танки загружаются на платформыВ числе переданных «Рено» были танки первых серий с литыми не «универсальными» башнями и литой лобовой частью корпуса. Американские легкотанковые подразделения в Европе в 1918 г. использовали французский принцип обозначений, но привязали его к своей организации, а значки наносили на бортах и корме башни танка. Так, красные черви в белом ромбе с белой же цифрой «1» над ним указывали на 1-й танк второго взвода роты С в 327-м американском танковом батальоне. Американцы пытались найти и свой рисунок камуфляжа – например, зеленые разводы на песочном фоне.
Танк  «Рено» FT-17 из состава 304-й американской танковой бригады. Западный фронт, Варен. Октябрь 1918 года. Танк принадлежит 2-му взводу 1-й роты 344-го танкового батальона. Белая цифра 5 на башне обозначает номер машины во взводе.
Танк «Рено» FT-17 из состава 304-й американской танковой бригады. Западный фронт, Варен. Октябрь 1918 года. Танк принадлежит 2-му взводу 1-й роты 344-го танкового батальона. Белая цифра 5 на башне обозначает номер машины во взводе.
«6-тонные танки модели 1917» (американские «Рено») обычно несли однотонную темно-оливковую окраску, на балках ходовой части указывалась принадлежность («US MARINES» в морской пехоте или «US ARMY» в армии). На лобовой части наносилась эмблема либо корпуса морской пехоты, либо армии, в задней части бортов корпуса указывался номер машины.
Танк М1917. Музей Паттона, Форт Нокс. США
Танк М1917. Музей Паттона, Форт Нокс. США
От союзников американские танкисты получили и некоторые элементы экипировки, хотя в целом они использовали штатную армейскую полевую форму. Наиболее характерным отличием американских танкистов в 1918 г. стал защитный шлем из кожи и ткани с невысоким куполом, защитой ушей и плотным подбоем. Как и другие солдаты, танкисты использовали и стальные британские каски-«миски» – обычно вне танков.
Американский танкист Первой мировой войны
Американский танкист Первой мировой войны
К моменту вступления в бой американские танкисты успели пройти почти четырехмесячное обучение и были неплохо подготовлены.
Хотя американские танковые батальоны воевали лишь в последние месяцы Первой мировой войны, на их долю выпали и успех, и тяжелые потери.
26 сентября 1918 года началось большое наступление союзников во Франции, которое продолжалось с 26 сентября по 11 ноября. Первыми атаковать немцев на участке между Верденом и Реймсом должны были 1-я армия США, в состав которой вошел ХVII французский корпус в Аргонском лесу, и 4-я французская армия (имевшая в своем составе 2-ю и 36-ю дивизии США), расположенная в Шампани к западу от 1-й армии. В ходе подготовки к операции перед 1-й армией была поставлена задача выровнять существовавший уже 4 года Сен-Миельский выступ к юго-востоку от Вердена и Аргонского леса. Расстояние между позициями противников составляла около 800 метров и, без учета регулярных артобстрелов, этот участок фронта считался спокойным. Операция по выравниванию фронта продолжалась с 12 по 15 сентября 1918 года. 
Атака началась 12 сентября в 5.00 и руководил ею Паттон лично. Несмотря на липкую грязь и сильный обстрел, танки подавили несколько пулеметных гнезд и уничтожили батальон артиллерии. Было взято в плен около 30 немецких солдат. Как и предполагалось, использование танков полностью себя оправдало. В районе их применения продвижение армии оказалось более успешным, чем там, где наступала одна пехота. Однако возникли проблемы с преодолением танками окопов – у 25 «Рено» FT произошли поломки, а 24 просто застряли. К тому же было израсходовано больше топлива, чем предполагалось.
«Рено» FT (пушечный вариант) из состава 304-й танковой бригады американской армии. Западный фронт, Варенн, 12 октября 1918 года. Машина имеет трехцветный желто-коричнево-зеленый камуфляж и, судя по маркировке, принадлежит ко 2-му взводу 1-й роты 344-го танкового батальона. Белая цифра 5 на башне обозначает номер танка во взводе.
«Рено» FT (пушечный вариант) из состава 304-й танковой бригады американской армии. Западный фронт, Варенн, 12 октября 1918 года. Машина имеет трехцветный желто-коричнево-зеленый камуфляж и, судя по маркировке, принадлежит ко 2-му взводу 1-й роты 344-го танкового батальона. Белая цифра 5 на башне обозначает номер танка во взводе.
14 сентября группа из 8 танков 344-й батальона атаковала и рассеяла немецкий батальон возле Воэля. К 15 сентября задача по ликвидации Сен-Миельского выступа и выравниванию линии фронта была успешно выполнена. В ходе боев 304-я танковая бригада успешно поддержала наступление 42-й и 1-й американских дивизий.
В ходе двухдневных боев оба батальона потеряли только 2 машины от огня противника, но еще 22 танка попали в ямы и рвы, а 14 вышли из строя от поломок. Погибли 14 человек, из которых только двое находились внутри танка. Паттон получил строгий выговор от генерала Рокенбаха, который считал не подходящим для командира занятием лично вести войска в наступление. Паттон пообещал больше так не поступать, но написал жене: «Генерал Р. задал мне трепку за то, что я пошел с авангардом, но это следовало сделать. По крайней мере, я не сидел в окопе, пока мои люди сражаются».
344-м батальоном командовал инструктор танковой школы Паттона майор Серено Бретт. После ранения Паттона в Аргоннах Бретт принял командование бригадой, поддерживавшей действия 9 различных дивизий. В конце сентября американские танкисты приняли участие в наступлении в районе Аргонны – Маас. Бригада постоянно находилась в бою до самого конца кампании. За участие в Первой мировой войне подполковник Джордж Паттон был награжден крестом и медалью «За выдающиеся заслуги» и медалью «Пурпурное сердце».
Американские танкисты в танке «Рено» FT-17. Франция, 1918 г.
Американские танкисты в танке «Рено» FT-17. Франция, 1918 г.
Окончание Первой мировой войны нанесло тяжелый удар по Танковому Корпусу. К концу 1919 года из более чем 20 тысяч военнослужащих осталось 154 офицера и 2508 солдат. На вооружении корпуса состояла коллекция самой разномастной техники – 218 танков «Рено» FT-17, 450 «Рено» американской постройки, 25 танков Mk V и 100 Mk VIII Рокенбах был назначен комендантом Танкового Корпуса.
2 июня 1920 конгресс принял акт о национальной обороне, который упразднял корпус и передавал все танковые подразделение в подчинение командованию пехотных войск. Вопросы оснащения танковых сил матчастью оставили за артиллерийско-технической службой. Организационно танки стали принадлежностью пехоты. Инициатором этого плана был Першинг. Четыре танковые роты «Американских Рено» придали пехотным дивизиям (по танковой роте на дивизию), кроме того, легкие танки вошли в смешанные танковые роты в трех батальонах «тяжелой танковой группы» (67-й танковый полк, в смешанной роте было три взвода по 3 тяжелых Мк VIII и 5 легких «Рено»), несколько легких танков составили матчасть Танковой школы. Военное министерство заявило, что главной задачей танков будет «обеспечение непрерывного продвижения стрелков во время атаки». Также было заявлено, что нужны только 2 типа танков – легкие (до 5 тонн) и средние (до 15 тонн), чтобы их можно было перевозить по железной дороге, а также использовать существующие мосты и переправы. Паттон, пониженный в звании до капитана, вернулся в кавалерию.
В это время Паттон прилагал немало усилий для пропаганды танковых войск, так как понимал, что в последующих войнах именно они будут играть решающую роль. Он писал многочисленные статьи по тактике применения танков, много работал над улучшением конструкции танковых башен, над вариантами размещением вооружения и одним из первых (по итогам Первой мировой войны) выступал с предложениями по оснащению танков радиосвязью.
Организация и подготовка американских танковых частейВ начале 1920-х гг. Паттон подал петицию в Конгресс США об увеличении финансирования танковых войск. Но отсутствие интереса к танкам со стороны правительства привело к тому, что все его предложения и идеи не получили развития. Тогда военное министерство больше интересовали флот и авиация.
В дальнейшем в течение 20 лет в армии США не существовало крупных танковых соединений. Последствия были печальными: до 1935 года был создан всего(!) 31 танк и не одного серийного.Какой из американских танков времен Второй Мировой войны был самым плохим? Если ограничиться только теми танками, что серийно выпускались и применялись в боях, то скорее всего таковым можно назвать легкий танк Т-16. Вряд ли большинство читателей сможет уверенно даже распознать Т-16. Его служба в американской армии была столь коротка и даже позорна, что он обычно едва упоминается в большинстве официальных историй развития танков США в годы Второй Мировой войны.

Худший американский танк Второй мировой войны Т-16
Танк запасной танковой роты 138-го пехотного полка □коло Форт Гленн. Умчан. Аляска, 1942.


В ОТЛИЧИЕ от почти всех прочих танков армии США того времени, легкий танк Т-16 был разработан фирмой Мармон-Харринггон (Marmon Herrington] не на основе требований армии США. Он был создан в частном порядке и предназначался для коммерческого экспорта. Фирма Мармон-Харрингтон была наиболее известна в то время своими коммерческими грузовиками и в 1930-х начала проектировать легкие танки для экспорта, в том числе и CTVL, предназначенный первоначально для Мексики. Немного позднее один CTL-3 был приобретен корпусом морской пехоты США для проведения испытаний. Это не был танк в полном смысле этого слова и напоминал, скорее увеличенную танкетку. Улучшенная модель CTL-3M также был построен для морской пехоты США и помог сформировать базу для более позднего Т-16. 


В 1940 армия Королевской Голландской Вест-Индии (KNIL: Koninklijk Nederlaris Indisch Leger) начала программу обширной модернизации своего вооружения. KNIL относилась к голландским вооруженным силам, призванным защитить нефтяные богатства голландской Вест-Индии (которая входит сегодня в состав Индонезии). KNIL была отделена от армии Голландии и чаще всего заказывала себе вооружение самостоятельно. Когда война на Тихом океане стала неизбежной, KNIL решила реорганизовать свои четыре механизированные бригады и позднее увеличить их количество до шести. Эти новые боевые единицы требовали значительного количества новых транспортных средств, в том числе грузовиков, тягачей и танков. Голландия не была способна выпустить такое количество техники самостоятельно, тем более, что с войной, уже окружавшей Европу, не было никакой возможности доставить ее оттуда. Единственным источником такой поставки могли быть только Соединенные Штаты, но их танковые заводы были тоже заняты спешным оснащением американской армии и первыми договорами поставок по ленд-лизу. Так что KNIL была вынуждена обратиться к тем фирман, которые не были связаны договорами о поставке боевой техники армии США. Мармон-Харрингтон подходила для этого идеально, так как могла обеспечить весь спектр транспортных средств и необходимого оборудования на коммерческой основе. 

Худший американский танк Второй мировой войны Т-16
Танк Т-16 вид слева.


Худший американский танк Второй мировой войны Т-16
Худший американский танк Второй мировой войны Т-16
Худший американский танк Второй мировой войны Т-16
Общие виды легкого танка Т-16.


В 1940 KNIL заказала 600 танков, в том числе легкие двухместные CTLS-4TAC, CTLS-4TAY, трехместные CTMS-ITBI и средние четырехместные MTLS-IGM. Было решено сформировать в каждой бри гаде два танковых батальона с общим количеством 90 танков. По азиатским меркам это были огромные военные по­ставки, начало которых приходилось на май 1941. Из указанных четырех типов первыми должны были поставляться CTLS-4. Как уже упоминалось раньше, эти машины были развитием CTL-3. наибольшим отличием от которых было наличие пулеметной башни. По не вполне понятным причинам CTLS-4 строился в двух вариантах, являвшихся как бы зеркальным отражением друг друга. CTLS-4TAC имели водительское место слева, a CTLS-4TAY — справа. По всей вероятности это объяснялось тем, чтобы иметь возможность предлагать танк разным странам с водителем на той же стороне, как он располагался на гражданских автомобилях. Поскольку многие страны тихоокеанского региона приняли британское правило левостороннего движения, CTLS-4TAY мог поставляться им, в то время как другие страны могли выбрать CTLS-4TAC. 

В результате контакта проектировщиков с Управлением Снабжения Армии США, для CTLS-4 рекомендовали подвеску на вертикальных витых пружинах, уменьшенную копию той, что пошла для нового легкого танка МЗ. Но CTLS-4 был много меньше и потому был вооружен только одним пулеметом Браунинга калибра .30 (7,62-мм) в башне и еще двумя в корпусе. Проектирование и производство CTLS-4 затянулось и вместо того, чтобы быть готовым к маю 1941 г., первые танки до начала войны с Японией в голландскую Вест-Индию так и не прибыли. 

Худший американский танк Второй мировой войны Т-16
Колонна легких танков Мармон - Харрингто н голландской морской пехоты на о-в Суринам.


Японцы начали вторжение в богатые нефтью земли Вест-Индии в январе 1942 г. В середине февраля 1942 г. первые легкие танки CTLS-4 фирмы Мармон-Харрингтон были поставлены на остров Яна, общим числом чуть более 20 шт. Танки прибыли без боеприпасов для пулемета, которые позднее были получены из военно-воздушных сил, использовавших пулеметы калибра .30, вместо 7,92-мм, использовавшихся в армии Европы. Новые танки имели массу недостатков. Например, гнездо зажигания располагалось па брандмауэре позади водителя, и когда он оперировал рычагами управления, он часто ударял эту кнопку, отключая мотор. К 27 февраля первые семь обученных экипажей были сведены в импровизированный танковый взвод под командованием лейтенанта Кристиана (Christian). Это произошло всего за день до нападения японских сил на остров Ява, уже захвативших многие другие земли Вест-Индии. Взвод Кристиана совершил марш через горы севернее Бандоенг (Bandoeng) и атаковал разворачивающиеся японские силы возле города Соебанг (Soebang) 2 марта 1942 г. Несмотря на то, что первоначально наметился успех, танки, будучи изолированными от голландской пехоты, понесли потери 5 танков из 7, и были в конечном счете отозваны. Силы KNIL на острове Ява сдались несколькими днями позднее — 8 марта 1942 г. Японцы оккупировали остров и нашли несколько исправных легких танков CTLS-4 и примерно дюжина их была со временем доведена до боеспособного состояния. В 1945 г. некоторые из них были переданы националистической Индонезийской Независимой Армии и использовались в боях против Британских вооруженных сил, высадившихся на острове Ява для установления союзнического управления. 

Худший американский танк Второй мировой войны Т-16
Редкий кадр танка Mapмн-Харрингтон CTLS-4TAC в боевых действиях. 1945.


После краха KNIL и Голландской Вест-Индии в марте 1942, следующей целью Японии, как ожидалось, будут Новая Гвинея и Австралия. В начале марта, управление войск США, отклонило голландские требования и занялись укреплением Австралии. 102 CTLS-4 прибыли в Австралию в апреле и еще 47 в мае 1942, составив в общем 149 танков. Они использовались прежде всего для обучения. Они постепенно списывались в резерв, так как началось поступление более современных танков и двигатели CTLS-4 начали использовать для оснащения катеров. 

К лету 1942 г., дополнительные танки Мармон-Харрингтон вышли из ворот завода. Так как все они официально принадлежали голландскому правительству в изгнании, некоторые из них поступили для обеспечения боевых частей заграничных колоний, в том числе и тех, что действовали под управлением Германии и Японии. Всего Голландской Вест-Индии было поставлено 89 танков, включая Суринам, Гвиану (73) и Голландские Антиллы, изолированные участки Аруба (7) и Кюрасао (9). Среди них были 39 легких CTLS-4, 30 CTMS-ITBI и 19 средних MTLS-1G14. В Суринаме был сформирован батальон танков в Парама­рибо под командованием лейтенанта Королевских Голландских морских пехотинцев Арендой. Некоторые вошли в развернутую позднее Воздушную Армию США в Зандерии. Они эксплуатировались до 14 февраля 1945, когда их штаты были пересмотрены. Том временем Голландская Вест-Индия была освобождена и вовлечена в борьбу с Индонезийскими сепаратистами. В 1946 г. 17 легких танков CTLS-4 были поставлены на остров Ява. Они нуждались в ремонте и использовались очень ограниченно, даже после попытки их восстановления в 1947 г.Следом за Голландией, Армия США была следующим кандидатом на получение остающихся танков Мармон-Харрингтон. Но к тому времени в США уже имелся более совершенный легкий танк МЗ. 240 танков CTLS-4 предлагалось Китаю и эта передача была предварительно одобрена. Однако в середине 1942 г. китайский офицер связи, генерал Пе Кианг, сообщил ведомству США, что Китай не испытывает недостаток в танках. Причины этого полностью не ясны. В любом случае управление США имело теперь более 250 легких танков типа CTLS-4. В июне 1942 т. Армия США решила взять большинство из них для ограниченной охранной службы. 23 июля 1942 г. Управление Вооружений приняло их для ограниченного использования и обозначило CTLS-4TAY как легкий танк Т-14, a CTLS-4TAC как легкий танк Т-16.

Худший американский танк Второй мировой войны Т-16
Капитан Джозеф Флетч и сержант Суини запасной танковой роты 138-го пехотного полка около форт Гленн, Умнак, Аляска, 1942.


Подавляющее большинство из них поступило в штат Аляска, а также на Алеуты, чтобы встретить возможное японское вторжение сюда. Некоторые остались в Калифорнии в составе сил самообороны для защиты побережья от вторжения. Поставки включали штат Аляска — 145, Северо-Западный сектор — 25, Северо-Западный Сектор/Калифорния — 19, Южный сектор/Калифорния — 25, Бермуды — 5,1 , Солт Сент-Мери — 17. Японцы оккупировали остров Киска и Атту в Алеутской гряде в июне 1942. 

В результате было сформировано несколько танковых рот из легких танков Т-14 и Т-16 и были посланы в базы США на Алеутских островах. 138-й пехотный полк на Умнак был поддержан такой ротой. Японцы высадились здесь имея горстку легких танков «тип 95 Ха-Го», и это был единственный факт боевого применении вражеских танков на американской земле. Как известно, никакие американские танки, в том числе и «Мармон-Харрингтон» не применялись в то время, когда США вновь отвоевывали острова Киска и Атту из-за отвратительной почвы на побережье. Возможно, наиболее известной среди этих подразделений была 602-я отдельная танковая рота на острове Умнак, которая поддерживала 135-й пехотный полк национальной обороны Миссури. Это подразделение часто фотографировалось и большинство фотографий Т-16-ых в армии США относятся именно к этому подразделению. Рота была сформирована из роты Б, 35-й танковой роты национальной гвардии Миссури и предполагалось, что она войдет в 194-й батальон легких танков, который вступил в бой на Филиппинах в 1941-42. Однако рота осталась на территории штата возможно поэтому, что в то время для неё просто не хватило танков. 

Худший американский танк Второй мировой войны Т-16


Американские экипажи не любили танки Мармон-Харрингтон. Отчет управления снабжения в ноябре 1942 г. подчеркивает, что каждый отдельно взятый танк терпел аварию в эксплуатации в течение первых 100 часов работы. Часть этих проблем снималось обучением, поскольку многие из этих машин эксплуатировались не подготовленными танкистами, а любым доступным личным составом. В тоже время голландцы и австралийцы находили эти танки достаточно удовлетворительными, так как голландцы почти три года эксплуатировали их в Джунглях Суринама. 20 ноября 1942 г. управление снабжения приказало, чтобы все легкие танки Т-14 и Т-16 были сняты с вооружения и списаны. Наибольшее количество танков этого вида были списаны в 1943.
Управление снабжения отправило на Абердинский полигон один легкий танк CTMS-1TB1 и два средних MTLS-1G14 для испытаний уже в феврале-мае 1943. В одном из сохранившихся отчетов они именуются как «полностью ненадежный с механическими и структурными дефектами, маломощный и снабженный слабым вооружением». Хоть эти танки и были оценены как непригодные для службы в Армии США, они нашли некоторый сбыт не только в Голландской Вест-Индии. Так тридцать легких танков CTMS-1TBI предлагались отдельным странам Южной Америки по программе ленд-лиза. Это Куба (8), Эквадор (12), Гватемала (6) и Мексика (4). Эквадор после списания Мармон-Харринпонов получил в 1944 легкие танки М3А1. Некоторые из Гватемальских танков пережили 1990 и три из них продавались американскому коллекционеру. Но насколько известно, ни один из CTLS-4 наиболее общего вида не сохранился целиком, хотя вполне возможно, что имеются их останки в необитаемых углах Суринама, или Алеутских островов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий