танки Англии

танки Англии

ТАНК MKI-MKV





MК I "Самец".
Первая мировая война вскоре приобрела позиционный характер. Обе противостоящие стороны зарылись в землю, а передовые позиции превратились в сплошные линии траншей, ощетинившихся пулемётами и прикрытых рядами колючей проволоки. Для преодоления такой обороны требовалось принципиально новое орудие - танк.

Первый танк (англичане в целях секретности прозвали свою машину «танк», что означает резервуар, цистерна) был создан в Великобритании в 1915 году. Его построили на базе обычного трактора "Холт". Однако испытания доказали, что настоящая боевая машина должна иметь иную ходовую часть. Следящий танк, получивший обозначение Mark I (марка 1 ), показал на полигоне хорошие качества преодоления препятствий благодаря ромбовидной ферме корпуса с отдающими его контур гусеничными лентами. В ночь на 15 сентября 1915 года первые 32 танка MК I атаковали немецкие позиции. Вид тяжелых, размалеванных во все цвета машин был устрашающим. Фронт был прорван, несмотря на то что 5 танков застряли в болоте, а 9 вышли из строя по техническим причинам. Эти танки имели колесный "хвост", который помогал маневрировать на поле боя. Но вскоре от него отказались. При этом ухудшилась проходимость машины через рвы, но управлять ею стало проще.   

Стремясь улучшить боевые свойства танка, англичане выпустили ряд его модификаций под обозначениями Мк II, III, N и V. Все они конструктивно были подобны первому образцу, но несли утолщенную броню и имели более мощный двигатель. Вооружение всех этих танков располагалось в боковых выступах, называемых спонсонами, и поэтому имело ограниченные углы обстрела. Каждый спонсон мог вдвигаться внутрь корпуса по салазкам, что уменьшало габариты танка при резком крене, но бывало, что массивный спонсон срывал фиксаторы и сползал в танк, калеча танкистов. Кроме того, длинные стволы пушек цеплялись за деревья и стены домов. Пришлось их укоротить. Часть танков имела только пулеметное вооружение, и их называли «самки», в отличие от "самцов", на которых устанавливались пулеметы. После первого боя с тяжелыми немецкими танками А7V, потеряв несколько машин, англичане стали устанавливать пушки также в один из спонсонов всех «самок». Такие танки называли в шутку «гермафродитами». Танкисты, находящиеся в замкнутой загазованной стальной коробке, испытывали сильные неудобства. Работающий двигатель нагревал воздух. Артиллеристы в спонсонах вынуждены были стоять на коленях. Пушки при выстреле производили страшный грохот, и танк наполнялся пороховым дымом. Вентиляция отсутствовала, а открывать люки в бою было опасно. Но, несмотря на это, английские танки явились первыми реальными боевыми машинами, и именно с них берет начало история мирового танкостроения.

ТАНК MK A - MK B УИППЕТ






Средний танк МК А, разработанный и испытанный фирмой Уильяма Фостера, более чем на год опередил потребности военных в такой машине. Уже в ходе боевых действий выяснилось, что армии необходимы не только тяжелые танки прорыва, но и средние танки, способные вместе с кавалерией преследовать отступающего противника. Успешное применение в боях Первой мировой войны французских Рено П-17 подтолкнуло министерство обороны Великобритании сделать крупный заказ на новый тип танка, более простой чем МК I.



Отличительной особенностью МК А явилось размещение двух двигателей в передней части корпуса и граненой рубки экипажа сзади. От вращающейся башни конструкторы отказались с целью упрощения и удешевления производства танка. Четыре пулемета, размещенные в рубке, обеспечивали круговой обстрел. По сравнению с другими  английскими танками МК А был более надежной машиной с большей дальностью хода и, главное, имел гораздо большую скорость, за что получил неофициальное название «Уиппет» («Борзая»).



МК А унаследовал от тяжелых танков жесткую подвеску ходовой части, но вне дорог скорость его осталась низкой. Кроме того, он был тяжел в управлении, так как повороты осуществлялись изменением оборотов двигателей,



каждый из которых имел свою коробку переда приводил в движение одну из гусениц. Если выходил из строя один мотор, танк двигаться не мог. До конца войны англичане изготовилн около 200 «Уиппетов», и первые машины этого типа поступили в боИ в марте 1918 года. 24 апреля они приняли участие в знаменитом танковом сражении у деревни Каши. Семь МК А выдержав бой с немецкой пехотой, внезапно попали под артобстрел и были атакованы танком А7V, находящимся в засаде. Последний уничтожил два "Уиппета» и сумел подбитъ еще два, прежде чем остальные сумели уйти. Пулеметное вооружение британской машины оказалось слабым для таких поединков. Однако в бою с пехотой "Уиппеты" проявили себя хорошо. Например, 8 августа 1918 года в сражении под Амьеном 96 МК А прорвали фронт вместе с кавалерией и устроили настоящий разгром в тылу врага.



Кроме Британии "Уиппеты" в качестве трофейных использовались в Германии, несколько таких танков закупила Япония. В 1919 году 17 МК А были поставлены белогвардейской армии Деникина в России, и два из них участвовали в штурме Царицына 16 июля. В конце Гражданской войны вся зта техника досталась Красной Армии. Под названием "Тейлор" (по типу установленных двигателей) 12 "Уиппетов" эксплуатировались в СССР до начала 30-х годов.



В британской армии МК А служили недолго и были заменены средними танками МК В. Эти машины в общих чертах повторяли ранние тяжелые танки, но имели увеличенную рубку с четырьмя пулеметами. Мощность двигателя в 100 л. с. оказалась недостаточной для 18-тонной машины, и скорость ее составляла менее 10 км/ч. Тесным было боевое отделение - танкисты не считали МК В удачной боевой машиной. Таких танков изготовили всего 45 штук. Служили они до 1925 года. Один экземпляр стал трофеем Красной Армии, и еще несколько МК В были на вооружении.

ТАНК ВИККЕРС MK WS




Мк VI являлся  лучшим лёгким танком британской армии предвоенного периода и основной учебной машиной для первоначальной подготовки английских, канадских и австралийских танкистов. Танк выделялся среди  машин своего клас-са скоростью движения и малыми габаритами Легкая, слабо бронированная машина с  мощным двигателем почти в 90 лошадиных сил могла развивать на шоссе скорость 56 км/ч. Mk VI имел стремительный силуэт благодаря большим углам наклона лобового и кормового листов корпуса и смещенной назад башне. Нетипичным было расположение упругих элементов в подвеске  ходовой части. Они монтировались наклонно, с внешней части катков. Башня вмещавшая двух человек, была с кормовой нишей, в которой устанавливалась радиостанция на командирских машинах или дополнительный боекомплект на линейных танках. Танки выпускались в трех модификациях Mk VIA и Mk VrB различались формой командирской башенки: на варианте А она была шестигранной, на В - цилиндрической. Mk VIC имел несколько усиленное вооружение. Вместо ранее устанавливающихся двух пулеметов калибров 7,7мми 12,7 мм стали монтировать спарку пулеметов BESA калибров 7,92 и 15 мм с воздушным охлаждением Несколько машин Mk VI были переоборудованы в истребители танков. В новой башне размещалась единственная пушка калибра 40 мм с боекомплектом 56 снарядов. Танки Виккерс Mk VI поставлялись и за рубеж. Около 100 из них были построены специально для Индии и не имели командирской башенки. Вместо нее был установлен перископ. 70 машин поступили в Египет, 24 в Канаду, а 13 танков достались Турции. Всего было выпущено свыше 1300 Mk VI разных вариантов.

В 1940 и 1941 годах танки Mk VI приняли участие в бояю во Франции и в Северной Африке. Успех им сопутствовал лишь в операциях по перехвату транспортных итальянских колонн в пустыне. В основном они применялись для связи и ведения разведки. Слабо бронированные. Mk VI были очень уязвимыми даже для  пулемётного огня противника. После перевооружения  британских танковых  частей на американские «Стюарты» все Mk VI  использовались как учебные  машины.

ТАНК МК VII ТЕТРАРХ




«Тетрарх» стал единственным танком Второй мировой войны, который использовался в авиадесантной операции. Созданным в 1937 году в качестве легкой разведывательной машины, «Тетрарх» обладал интересной особенностью в конструкции ходовой части. Из четырех больших катков каждого борта задний был без резинового бандажа и выполнял функцию ведущего колеса, так как имел зубчатый венец. Поворот машины осуществлялся за счет изгиба по опорной поверхности упругих резинометаллическиx гусениц. При этом все опорные катки поворачивались на некоторый угол. Делалось это с помощью рулевого колеса. Для более крутого поворота водителю приходилось браться за рычаги и притормаживать валы бортовых редукторов. Конструкция танка была простая: клепаные корпус и башня собирались из бронелистов толщиной от 4 до 15 мм. 12-цилиндровый двигатель «Медоус» мощностью 165 л. с. и шестискоростная коробка передач обеспечили машине скорость 64 км/ч по шоссе. Вооружение включало 40-мм пушку и спаренный с ней 7,92-1 пулемет.

Опытный образец фирма «Виккерс-Армстронг» изготовила в декабре 1937 года. Оборудованный деревянной башней и макетом вооружения, он целых шесть месяцев проходил испытания и подвергся многочисленным доработкам, В конце концов танк был принят на вооружение британской армии под обозначением Mk VII и получил название «Тетрарх», Первоначальный заказ составил 70 экземпляров, а первые «Тетрархи» начали поступать в британские танковые части зимой 1941 года. Попытка использовать один танк в сражениях на Ближнем Востоке не увенчалась успехом он был совершено непригоден для действий в пустыне из-за плохой системы охлаждения двигателя. В начале 1942 года 20 «Тетрархов» были поставлены СССР по соглашению о лендлизе. Хотя они были скоростные и манёвренные, слабое бронирование существенное снижало боевые качества. Тем не менее «Тетрархи» применялись в битве за Кавказ и брали участие в освобождении Крыма.
Летом 1942 года англичане использовали «Тетрархи» при захвате острова Мадагаскар. Щели 12 танков (половина «Тетрарх») заделали подручными средствами, и они были превращены в водонепроницаемые. Повоевать им правда, серьезно не пришлось, так как французские части вишистской армии быстро сдались. Наиболее примечательный эпизод, связанный с этими машинами произошел во время открытия второго фронта в Европе в июне 1944 года. Более десятка этих  танков вместе с экипажами были загружены в специально сконструированные для них 16-тонные грузовые планеры «Гамилькар» и с помощью самолетов-буксировщиков переправлены по воздуху через пролив Ла-Манш, В полете у одного из планеров носовая часть раскрылась и танк с экипажем упал в море. Из восьми благополучно приземлившихся «Тетрархов» 6-й дивизии ВДВ большинство запутались гусеницами в парашютных стропах и участвовали в бою только как неподвижные огневые точки. Но остальные танки плюс восемь высадившихся с моря шли в первых рядах наступающих. Последний раз в ходе Второй мировой войны англичане применили «Тетрархи» во время форсирования Рейна в марте 1945 года. Так они состояли на вооружении английской армии до конца 40-х годов и использовались преимущественно в учебных целях. Всего было изготовлено Около 180 машин Mk VIL

ТАНК ВИККЕРС 6-ТОННЫЙ




Легкий танк «Битере 6-тонн», разработанной по собственной инициативе британской фирмой «Виккерс-армстронг» по иронии судьбы не поручил признания у себя на родине. Однако под обозначением Виккерс Мк Е, или «Виккерс 6-тонный», этот танк предавали более чем в десяток стран Азии и Европы, и он послужил образцом для подражания и дальнейшего совершенствования машин такого типа в СССР, Италии и Польше.

Основными достоинствами танка е период 30-х годов была простота, надежность и дешевизна. Достаточно высокими считались и боевые характеристики обоих вариантов Мк Е -двухбашенного |А| с чисто пулеметным вооружение и однобашенного (В) со смешанным. Все танки оснащались системой внутренней связи, а некоторые варианты имели радиостанцию фирмы «Маркони».

Машина обладала хорошей проходимостью и отличалась плавностью хода благодаря удачной системе подвески ходовой части. Самый важный элемент ходовой части  мелкозвенчатая гусеница из марганистовой стали - выдерживал пробег до 4800 км,что превышало аналогичный показатель у других  танков в несколько раз. Недостатком танка был  двигатель воздушного охлаждения, который постоянно перегревался и мог стать источником пожара даже в не боевой обстановке. В 1930 году 15 двухбашенных шеститонников заказал Советский Союз  год спустя усовершенствованный вариант этого танка под обозначением Т-26 был запущен в массовое производство Серийный выпуск «Виккерсов» развернула также на своих заводах Польша, установив на танках новое вооружение и дизельный двигатель «3аурер» мощностью 110 л. с
Боевая карьера многочисленных вариантов британского танка весью разнообразна. Около двух десятков двухбашенных китайских  машин отражали агрессию японцев в 1937 г. Поляки использовали несколько Мк Ё и десятки 7ГР, усовершенствованных шеститонников собственного производства, в боях с немецкими войсками в сентябре 1939 гада Финны в «зимней войне» 1935-40 годов воевали против Совецкого Союза на однобашенных «Виккерс-6 тонный», и несколько таких  танков стали трофеями Красной Армии. Английские военные также использовали несколько Мк Е из невостребованных заказов для подготовки своих танкистов на Британских островах.

ТАНК МАТИЛЬДА II




Два разных танка объединяли лишь название и тактическое назначение  непосредственная поддержка пехоты в атаке. Из всех английских боевых машин только «Матильда» II оказалась самой «живучей». Практически без существенных изменений танк продержался на вооружении до конца Второй мировой войны.

Разработанные почти одновременно двумя разными фирмами, оба пехотных танка имели хорошее бронирование, но слабое вооружение, обладали юлой дальностью и скоростью хода. «Матильда1» была вооружена всего одним пулеметом, и в течение двух лет таких машин построили 139 штук. Почти все эти танки были потеряны при эвакуации Британского экспедиционного корпуса из Дюнкерка в 1940 году. Поэтому в военноисторической литературе в основном фигурирует «младшая Матильда» без цифрового обозначения. Отличительной особенностью «Матильды II» была ходовая часть, закрытая фальшбортами, имевшими по пять больших окон для сброса грязи с верхних ветвей гусениц. Литые цилиндрическая башня, носовая часть и кормы корпуса, а также подбашенная коробка существенно повысили снарядостойкость танка. Однако это имело и обратную сторону медали: освоение новой технологии изготовления крупногабаритных деталей существенно затянуло выпуск машин, и к началу войны в Европе в строю имелось всего две «Матильды» II. Поворот тяжелей башни осуществлялся вручную или с помощью гидравлического привода фирмы «Фрэзер Нэш» ранее он использовался для вращения стрелковых башен на самолетах бомбардировщиках. Вооружение танка составляли 40мм пушка и 7,92мм пулемет. Вариант под обозначением «Матильда» III СБ был оборудован 76-мм гаубицей и оснащен пехотным пулеметом «Брен» калибра 7,7 мм. который предусматривался в качестве зенитного для установки на стойке командирской башенки. Ситовая установка танков состояла из двух 6-цилиндровых дизельных двигателей «А Е. С.» (варианты Мк II и Мк II А) или «Лейланд» (Мк Ш-У). Оба двигателя работали совершенно независимо друг от друга и имели свои системы смазки, питания и охлаждения. Для облегчения их запуска применялись специальные эфирные карбюраторы. Ходовая часть с подвеской типа «ножниц» вклю-чала 11 опорных катков на борт и пружинные амортизаторы. Ведущие колеса были расположены сзади. Из выпущенных 2987 «Матильд» разных вариантов более трети попало в Красную Армию. Первые 20 танков этого типа прибыли в Архангельск 11 октября 1941 года, к моменту начала сражения за Москву. До конца года в СССР было поставлено 187 «Матильд». Советские танкисты высоко оценили надежность и защищенность британских машин. Но они отмечали также и существенный недостаток танка в весенне-осенний период эксплуатации. Жидкая грязь, набивавшаяся между фальшбортом и корпусом, за ночь замерзала, и утром было невозможно стронуть танк с места. Замерзали также трубопроводы жидкостной системы охлаждения. расположенные близко к днищу, а на «летние» гусеницы пришлось наваривать зимой специальные  тюри. Более успешно воевали на «Матильдах» в Северной Африке против итальянских и немецких войск английские танкисты. Корпус Роммеля не располагал вначале эффективна противотанковой артиллерией для борьбы с этими английскими машинами. Но с появлением на фронте новых немецких пушек и танков «Матильды» начали постепенно выводить из состава передовых частей. На базе «Матильды» было построено большое количество машин специального назначения: минные тральщики, бульдозеру, мостоукладчики, огнеметные танки. Последние, под названиями «Матильда Фрог» и «Матильда Муррей», разработанные австралийцами, использовались для выжигания японских оперт пунктов на Тихоокеанском театре военных действий и в Юго-Восточной Азии. Последние «Матильды» состояли на вооружении австралийской армии вплоть до 1951года.

ТАНК КРУСЕЙДЕР МК VI




Британское командование возлагало на танк Mk VI «Крусейдер» большие надежды, которые он не оправдал, и боевая карьера машины оказалась короткой.

История «Крусейдера» началась в 1936 году, когда генерал Уэйвелл и подполковник Дж. Мартел, восхищенные действиями советских танков БТ на маневрах Красной Армии под Киевом, убедили военное министерство закупить в США образец танка Кристи М1930. В ноябре машина была доставлена в Англию вместе с изобретателем, и на ее основе был разработан чисто гусеничный крейсерский танк Mk III (А13), выпущенный в количестве 65 единиц. В 1938 году фирма «Наффильд» занялась производством нового танка, Mk IV (А13 Mk II), отличавшегося от предшественника усиленным бронированием и башней новой формы. 665 построенных машин этого типа приняли участие в боевых действиях во Франции и в Северной Африке. Через год был запущен в серию крейсерский Mk V «Ковенантор» (А13 Mk III), оказавшийся столь неудачным, что все 1770 изготовленных танков использовались только в учебных целях.

Летом 1939 года фирма «Наффильд» предложила «тяжелый» крейсерский танк AI 5 с мотором «Либерти». Он являлся дальнейшим развитием «Ковенантора» и сохранил в конструкции многие его узлы и агрегаты, что позволило быстро развернуть серийное производство новой машины. AI5 имел удлиненный корпус и дополнительный, пятый, опорный каток на борт. В серию танк был запущен под обозначением «Крейсерский Mk VI» («Круоеидер« Mk I)

Корпус «Крусейдера» состоял из каркаса, к которому при помощи болтов крепились бронелисты. Многогранная башня чечевицеобразной формы была оборудована гидравлическим привалом и выполняла полный оборот за 10 секунд  В ней размещались 40-мм пушка и три члена экипажа. В передней части танка находилась еще небольшая башенка с 7,92-мм пулеметом, имеющим угол горизонтального обстрела 150 градусов. Узлы подвески располагались между внутренней и внешними боковыми стенками.

«Крусейдер» Mk I получил боевое крещение в июне 1941 года в Северной Африке. В ходе боевых действий новые танки понесли большие потери от огня немецкой противотанковой артиллерии, в частности от 88-мм зенитных орудий. Проявились многочислен-ные недостатки машины, оказавшейся слабо вооруженной, ненадежной и сложной в уп-равлении и обслуживании. Плохой была система охлаждения двигателя, что особенно ощущалось в условиях ливийской пустыни. Пневматические приводы на тормоза при выходе из строя компрессора блокировались и лишали танк подвижности.

Тем не менее «Крусейдер» до конца 1941 года оставался стандартным танком британской армии. Все три его основных варианта различались только вооружением и толщиной брони. У «Крусейдера» Мк II отсутствовала пулеметная башенка, а бронирование передней части корпуса и башни было усилено. 57мм пушка, установленная на «Крусейдере» Мк III, ненамного повысила огневую мощь машины. Башня стала двухместной, и командиру пришлось совмещать обязанности заряжающею. Толщина лобовой брони была доведена до 51 мм.
В 1942 года »Крусейдер» был снят с производства, а выведенные из подразделена первой линии танки переделывали в зенитные самоходные установки двух видов: с одноствольной 40-мм пушкой "Бофоро» или со спаркой 20-мм пушек «Эрлион», и 7,69-мм пулеметом «Виккерс» поверх 20-мм пушек. Шасси «Крусейдеров» также широко использовали для создания артиллерийских тягачей, бронированных ремонтных машин танков-бульдозеров и танков тральщиков. Всего с 1939 по 1943 год заводы девяти фирм выпустили 4350 «Крусейдеров" и около 1370 различных специальных машин на шасси этого танка.

ТАНК ВАЛЕНТАЙН MK III




Самым массовым английским танком периода Второй мировой войны стал Mk III «Ва-лет айн». Он получил свое название в честь Дня святого Валентина , как раз 14 февраля 1938 года был подан проект танка в военное министерство. Фирма «Виккерс-Армстронг» использовала в разработке ряд узлов и агрегатов своих предшествующих танков - А9, А10 и АН. Новая машина должна была обладать низким силуэтом, броней толщиной до 60 мм и 40-мм пушкой. Заказ на строительство машины был получен в июле 1939 года, а спустя ровно год сборочный цех покинул первый образец танка.

По своей конструкции и технологии изготовления «Валентаин» являлся наиболее типичным изделием британской военной промышленности. Сравнительно простой прямоугольный клепаный корпус и цилиндрическая литая башня монтировались на несложную ходовую часть, в состав которой входили шесть опорных катков на борт, сблокированных в две тележки. Обзор из танка был неважным, а тесное боевое отде-ление не способствовало удобству экипажа. Двое танкистов постоянно находились в башне, совмещая ряд обязанностей. Командир, например, заряжая орудие, поддерживал радиосвязь, а также указывал цели наводчику. Поворот башни осуществлялся с помощью гидравлического привода, но ее окончательный поворот и наведение орудия в вертикальной плоскости производились вручную. Основное вооружение в виде 40-мм пушки на ранних модификациях не позволяло танку на равных бороться с аналогичными машинами противника на дальности более одного километра. Слабым был и двигатель, карбюраторный на машинах первой серии и дизельный на последующих. Крупным недостатком было отсутствие бронирования ходовой части. В качестве достоинств отмечались лишь лобовое бронирование и надежность силовой установки с трансмиссией. Всего было построено 8275 «Валентинов» одиннадцати вариантов, которые использовались на всех фронтах Второй мировой войны. Совершенствование танка производилось в процессе его выпуска и заключалось в последовательном усилении вооружения, бронирования, а также мощности двигателя. «Валентайн» I оснастили еще карбюраторным двигателем, а «Валентайн» II получил дизельный мотор фирмы А.Е.С. Модификации VIII и IX оборудовали 57-мм орудием, но они не имели башенного пулемета. Это оказалось большим недостатком, и в следующем варианте, Мк X, ошибка была исправлена. Последняя модификация, Мк XI, имела в качестве вооружения 75мм пушку. Боевое крещение машина получила в Северной Африке и применялась там войсками союзников до самого конца кампании. 2394 «Валентаина» британской постройки и 1388  канадской были по лендлизу отправлю в СССР. Однако в Красной Армии использовалось меньшее числю этих машин, т. к. 320 танков утонуло вместе с транспортными кораблям и морских конвоев по пути в наши северные порты. Советским танкистам нравилась простота и надежность в механизме «Валентинов», но не удовлетворяло их вооружение. На части машин вместо слабых английских пушек советские специалисты установили отечественные 76-мм танковые орудия. «Валентаин» послужил базой для создания английских самоходок «Бишоп» с 87,6-мм орудием и «Арчер» с 76-мм противотанковой пушкой. Последняя позднее была оснащена более мощным дизельным двигателем (192 л.е.), применялась в боях в Италии и Западной Европе и из длинноствольного орудия, размещенного в открытой сверху рубке, была способна поражать почти все типы немецких танков. На базе «Валентаина» выпускались также мостоукладчики, минные тральщики и огнеметные танки (справа от водителя располагались башенка с огнеметом и бронированный бак для огне-смеси). К моменту открытия второго фронта, в июне 1944 года, англичане оснастили около 600 «Валентайнов» оборудованием для плавания.

ТАНК МКГУ ЧЕРЧИЛЛЬ




Из всех британских танков, участвовавших во Второй мировой войне, «Черчилль» был наиболее защищенной боевой машиной. Но он заслужил репутацию капризного и ненадёжного танка из-за долгочисленных дефектов силовой установки.
Конструкция «Черчилля» была шагом назад в развитии тяжелых танков. Гусеницы охватывали по периметру громоздкий корпус примерно так же, как у танков Первой миро-вой войны. Это повышало проходимость через рвы и вертикальные стенки, но в то же время ухудшало обзор в стороны для механика-водителя и ограничивало углы наведения основного орудия. Первый вариант «Черчилля» был вооружен, помимо 40-мм пушки в башне, трехдюймовой гаубицей, размещенной в лобовом листе корпуса, так же как на французском танке В1. На второй модификации вместо гаубицы установили 7,7-мм пулемет, а второй пулемет того же типа был спарен с башенной пушкой. Этого вооружения было явно недостаточно для 40-тонной боевой машины. В последующих модификациях калибр основного вооружения постепенно увеличивался: 57 мм, затем 75 мм и наконец 95 мм. В последнем случае «Черчилль» Мк VIII был оснащен гаубицей.

Первые варианты машины имели столько технических недостатков, что премьер-министр Великобритании У. Черчилль саркастически заметил по этому поводу: «Танк, носящий мое имя, имеет больше недостатков, чем я сам». Однако с течением времени многие трудности удалось преодолеть. Серийное производство танков продолжалось с 1941 по 1945 год, и всего было выпущено 5640 «Черчиллей» пятнадцати основных модификаций. Из них 301 танк был поставлен в СССР. Красная Армия использовала эти машины в сражениях на Курской дуге и при прорыве блокады Ленинграда. У советских танкистов «Черчилли» не вызывали восторга, хотя они отмечали живучесть ходовой части танка в бою. При потере нескольких катков подвижность машины не ухудшалась.

Боевое крещение английских танков «Черчилль» в 1941 году в десантной операции под Дьеппом оказалось неудачным. При высадке из 28 танков, доставленных через Ла-Манш на судах, 22 утонули в полосе прибоя, а остальные были подбиты на берегу. Более успешно эти машины воевали в Северной Африке и в Западной Европе после открытия в 1944 году второго фронта. В 1953 году несколько огнеметных танков "Черчилль-крокодил» участвовали в боевых действиях во время войны в Корее.

ТАНК МК VIII КРОМВЕЛЬ (А27)




«Кромвель» был разработан для замены легких крейсерских танков и в целом являлся довольно удачной машиной для выполнения своей основной задачи  действий в тылу противника после прорыва линии фронта. В его конструкции были учтены недостатки прежних крейсерских  танков  повышена толщина лобовой брони до 65-75 мм, увеличен диаметр башни для размещения 57-мм орудия вместо обычного 40-мм.
Прототип танка был разработан в 1941 году, в серийное производство «Кромвель» был запущен в 1943-м, а в боевых действиях начал применяться только с июля 1944 года. Причиной такой задержки в использовании стали многочисленные трудности, связанные с адаптацией к танку в качестве силовой установки модифицированного авиационного двигателя Роллс- Ройс «Мерлин», получившего в танковом варианте название «Метеор». В конкурсе принимали участие две фирмы: «Нзффильд» и, немного позднее. «Лейланд моторе». Имевшие усовершенствованную ходовую часть танка «Крусейдер»  внешне машины были почти идентичны. Однако прототип фирмы «Наффильд» был оснащен двигателем «Либерти», оказавшимся довольно  маломощным для танка массой 27 тонн, и поэтому серийные машины этого типа, обозначенные А24 «Кромвель» I, были переименованы в «Кэвэлир» и применялись в основном в учебных целях. Более удачным оказался танк А27 «Кромвель» II фирмы «Леиланд» под обозначением А27 на который был установлен мотор «Метеор» мощностью 600 л. с. Но, поскольку промышленность в 1941 году ориентировалась в первую очередь на выпуск авиационных двигателей «Мерлин», фирма «Лейланд моторе» приступила к выпуску машин с мотором «Либерти», но с различными усовершенствованиями (новая коробка передач и возможность установки двигателя «Ролслс-Ройс», когда он будет доступен). Этот вариант был обозначен A27L (L - «Либерти») «Кромвель» II Обозначена А27М «Кромвель» III зарезервировали для танка с «Метеором». В последующем название «Кромвель» сохранилось только за А27М, a A27L переименовали в «Сектор». Всего с середины 1942 года построили около 950 «Сенторов», 80 из которых под обозначением CS оснащались 95-мм гаубицей и принимали участие в боях в Нормандии. Часть «Сенторов» переоборудовали в «Кромвели» путем установки двигателя «Метеор». В процессе длительных испытаний и доводок была отработана ходовая часть машины. В сочетании с  хорошей энерговооруженностью это сделало «Кромвель» по-настоящему быстроходным и маневренным, как и полагалось крейсерскому танку. Варианты Мк МИ были вооружены устаревшей 57-мм пушкой, но начиная с Мк IV на танк стали устанавливать мощное 75-мм орудие. С 1943 по 1945 год было выпущено 1070 танков «Кромвель» различных модификаций. На «Кромвелях» успешно воевали в Европе не только англичане. Эти танки получили польские и чехословацкие части на Западе. В Чехословакии «Кромвели» находились на вооружении до начала 50-х годов. В Великобритании они были модернизированы после войны путем установки новой пушки калибра 83,8 мм и получили новое обозначение – FV 401 «Чариотер». С 1956 года эти танки поставлялись в Иорданию, Австрию и Финляндию. В военных конфликтах танки «Кромвель» и их модификации использовались до 1976 года. Вначале они участвовали в боевых действиях в Корее, затем в арабо-израильских войнах. Во время одной из них армия Израиля захватила 10 танков «Чариотер» у Организации освобождения Палестины и использовала их против арабов.

ТАНК А34 КОМЕТ





«Комет» был последним крейсерским танком британской армии и лучшим представителем этого класса машин в период Второй мировой войны, хотя его участие в боевых действиях было незначительной.
Основным недостатком довольно хорошего танка «Кромвель» была 57-мм пушка, практически бесполезная в танковых сражениях с немецкими машинами. Поэтому английское командование поручило фирме «Лейлана» разработать на основе «Кромвеля» новый танк с наиболее мощным орудием, пригодным для этой цели. 76,2-мм танковая пушка была создана инженерами фирмы «Виккерс-Армстронг» на основе полевой. Боеприпасы к ней отличались от стандартных, так как гильзы снарядов были короче и шире, что облегчало работу заряжающего в башне. Во избежание путаницы в снабжении боеприпасами новых танков орудие назвали 77-миллиметровым.

По конструкции «Комет» был подобен «Кромвелю» и унаследовал 40% его основных узлов и агрегатов. По сравнению с предшествующими крейсерскими танками на «Комете» значительно усилили бронирование. Боевая масса машины возросла до 36 тонн, и поэтому скорость и дальность хода снизились, относительно «Кромвеля», на 30%. По своим боевым характеристикам «Комет» сравнялся с основным немецким танком Рz IV, но значительно уступал в бронировании и огневой мощи «Пантере».

До окончания Второй мировой войны британская промышленность сумела вооружить «Кометами» только одну 11-ю танковую дивизию, которая приняла участие в отражении немецкого наступления в Арденнах в январе 1945 года. Другие части получили эти машины после окончания боевых действий в Европе. К началу 1949 года «Кометы» были полностью вытеснены в войнах танками «Центурион». В танковых частях британской армии, дислоцированных в Западном Берлине и в колониальном Гонконге, они эксплуатировались до 1958 года и затем были выведены в резерв. С 1960 года их распродали во многие страт мира.  Дольше всех «Кометы» продержались на вооружении финской армии  до 1970 года.

ТАНК ЦЕНТУРИОН




Из всех танков, разработанных в годы Второй мировой войны, «Центурион», как и советский Т-34-85 наиболее длительное время находился на вооружении армий различных стран мира и принял участие во многих локальных военных конфликтах второй половины XX века.

Разработка крейсерского танка А41«Центурион» была начата фирмой АЕС в августе 1943 года. Согласно требованиям, он должен был иметь эффективна защиту от противотанковых мин, а также достаточно мощное вооружение и хорошее бронирование для борьбы с немецкими «Тиграми». Скорость не имела решающего значения. Машина массой 42 тонны была оснащена 77-мм орудием и двигателем «Метеор» мощностью 600 л. с. Вместо обычной на английских крейсерских танках ходовой части типа «Кристи» была использована подвеска из сблокированных попарно опорных катков среднего диаметра с винтовыми пружинами и гидравлическими амортизаторами. Шесть первых «Центурионов» были изготовлены в мае 1945 года, и когда их доставили в Европу, война уже закончилась. Но производство танков продолжалось и 1962 года, и было построено около 4500 таких машин, способных выполнять различные задачи, стоящие перед танковыми войсками. Всего насчитывается не менее 25 вариантов «Центуриона», хотя последней считается его модификация с индексом Мк 13. Корпус танка разделен на три отделения: отделение управления, боевое и моторотрансмиссионное. Место механика-водителя размещается в передней части корпуса справа, а освободившееся слева место занято под часть боекомплекта. Три остальных члена экипажа располагаются в лигой башне, в боевом отделении с вращающимся поликом. В моторном отделении по обеим сторонам двигателя располагаются два топливных бака общей емкостью 460 литров, а еще один бак (110 л) находится в отсеке управления. В дальнейшем, а последних модификациях танка Мк 9 и Мк 10, объем топлива был увеличен почти вдвое и доведен до 1036 л, а бак из отсека управления перенесен в силовое отделение. В течение не-скольких десятков лет постепенно улучшались боевые качества танка, преимущественно за счет увеличения калибра пушки от 83,8 мм до105 мм. Следует отметить, что на различных модификациях «Центуриона» в башне устанавливали разный набор вооружения: спаренные 77-мм и 20-мм пушка, разные варианты 83,8-мм пушек, легкую 95-мм гаубицу. На последних вариантах ганка установлена 105 мм полуавтоматическая нарезная пушка 1-7 с эжекционным устройством. Вспомогательное вооружение «Центуриона» состоит издвух7,62-мм пулеметов (одного спаренного с пушкой, другого - установленного на командирской башенке), а также двух установок по шесть 51 -мм дымовых гранатометов Усовершенствовалась также и защита Броня лобовых деталей корпуса и башни достигла толщины, соответственно, 76 и 152 мм. Это стало возможным из-за того, что при проектировании конструкция танка изначально была выполнена большеразмерной и поэтому обладала резервами для дальнейших модернизаций. Однако все они оказались не столь существенны, в результате чего современные «Центурионы»« обладают массой тяжелого танка, но имеют весьма скромные показатели бронирования и вооружения, которые соответствуют уровню среднего танка разработки 60-х годов. Кроме того, у Центурионов невелики скорость и дальность хода из-за применения дефорсированного, но «прожорливого», авиационного двигателя «Метеор». Вариант мотора применялся в годы войны на истребителях «Спитфайр» и довольно быстро устарел. На последних модификациях танка «Центурион», 9 и Мк 10, устанавливается двигатель, представляющий собой дальнейшее развитие этого же семейства силовых установок, ранее устанавливавшихся на танках «Кромвель» и «Комет». Несмотря на вое эти недостатки, танк успешно применялся во многих вооруженных конфликтах последних трех десятилетий. Ныне состоит на вооружении «третьих» стран и имеет шанс продолжить службу в наступившем тысячелетии.

ТАНК КОНКЕРОР




В 1954 году специально для борьбы с танками противника на вооружение британской армии был принят 65-тонный танк «Конкерор» самая тяжелая боевая машина 50-х готов. Его создание было обусловлено тем, что танк «Центурион», ранее принятый на вооружение, оказался малопригоден в качестве противотанкового, т.к. по своим боевым качествам уступал однотипным машинам других стран.
Корпус танка «Конкерор» имел сварную конструкцию и в целом повторял очертания корпуса «Центуриона». Для защиты от кумулятивных снарядов его борта и верхняя часть ходовой части закрывались броневыми экранами. Башня выполнялась литой, но, в отличие от корпуса, ее конфигурация была значительно улучшена по сравнению с башней «Цинтуриона». Как уже упоминалось, «Конкерор» имел мощное бронирование лобовая броня башни достигла 200 мм, и по английской классификации машина была отнесена к типу тяжелых пушечных танков.
Длинноствольная пушка калибра 120 мм оснащалась системой стабилизации в двух плоскостях, эжекционным устройством для удаления пороховых газов, командорской системой управления огнем, а ее механизм наведения имел электрические приводы. Кроме того, был предусмотрен механизм выброса стреляных гильз, а в боекомплекте, состоявшем из 35 выстрелов, имелись подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоне. В качестве дополнительного вооружения устанавливались два 7,62-мм пулемета. С 1961 года некоторые танки «Конкерор» вооружались ПТУРС «Малкара». На «Конкероре» монтировался 12цилиндровый бензиновый двигатель «Метеор» жидкостного охлаждения, с нагнетателем и системой впрыска топлива. Его мощность составляла 810 л.с. Трансмиссия по сравнению с «Центурионом» осталась без изменений. Значительно больше изменилась ходовая часть. Так, на танке «Конкерор» установили более широкие гусеницы и по 8 опорных катков малого диаметра с каждого борта, сблокированных в те-лежки по два катка.

Экипаж танка состоял из четырех человек, при этом место механика-водителя находилось справа в отделении управления. В крыше над его сиденьем имелась башенка с приборами наблюдена, снабженная люком.
В башне танка также было три люка: два над местами наводчика и заряжающего и запасной люк в правом борту башни, использующийся для загрузки боеприпасов в танк и для выброса наружу стреляных гильз. В командирской башенке размещались прицельные приспособления, монокулярный дальномер и другие приборы управления огнем, а также органы управления подъемным механизмом пушки и поворотным механизмом башни.

До появления танков «Чифтен» «Конкероры» находились на вооружении танковых соединен британской Рейнской армии, однако выпускаюсь в ограничением количестве, а затем и вообще были сняты с производства.

ТАНК ЧИФТЕН




«Чифтен»  типичный танк второго послевоенного поколения боевых машин, предназначенный для базирования и действий на Европейском континенте в годы «холодной войны». Он разрабатывался для замены танков «Центурион» и «Конкерор» и выпускался с 1966 года заводами фирм «Роиал Орднэнс Факгори» и Виккеро. Первые Чифтены поступили в британские танковые части в первой половине 1967 года.

В основу конструкции танка была положена концепция о превосходстве огневой мощи и защищенности боевой машины над ее подвижностью. Поэтому танк получился очень тяжелым и имел негабаритную ширину  3500 мм. Он не вписывался в железнодорожные ограничения и был труднотранспортабельным. Новинками конструкции «Чифтена» стало полулежачее положение механика водителя, что позволило понизить высоту корпуса танка в передней части, а также применение «всеядного», многотопливного дизеля. Последний мог быть заменен вместе с трансмиссией за 30 минут, что являлось рекордом ремонтных операций на танке. «Чифтен» имел большой ресурс до капремонта 9600 км пробега. Корпус машины был сварен из литых и катаных деталей. Угол наклона верхней лобовой детали составлял 72˚. По сравнению с другими танками второго послевоенного поколения «Чифтен» достаточно хорошо бронирован, что сказалось, однако, на массе танка и его подвижности. Ходовая часть машины прикрыта четырехсекционными алюминевыми экранами. 15-тонная литая башня обладает очень характерной фермой, а также большим углом наклона передней части Особую гордость британских танкостроителей представляла 120-мм пушка И1 «Чифтена». Она была самом мощной из всех орудий, которыми вооружались танки западных стран в 60-е и 70-е годы. Очень большая длина ствола (55 калибров) с одной стороны способствует точности ведения огня, с другой  требует от водителя большого внимания при движении по бездорожью. Пушка снабжена эжектором и теплозащитным кожухом, а в состав ее боекомплекта из 64 выстрелов входят бронебойные подкалиберные, кумулятивные, дымовые и осколочнофугасные снаряды. Заряжание орудия раздельное картузное. В первую очередь танки «Чифтен» поступали на вооружение английских частей из состава британской Рейнской армии, дислоцировавшейся в Западной Германии. Кроме того, их поставляли в Иран, Иорданию, Кувейт и Оман. Экспортные варианты под обозначением «Шир-1 и «Шир-2», предназначенные для Ближнего Востока, значительно отличаются от исходного британского образца, т. к. в их конструкции были учтены пожелания заказчиков и климатические условия региона. «Шир-1» имеет новый мотор, автоматическую трансмиссию и улучшенные приборы управление Огнем. Вначале машины этого типа строились для Ирана, но после аннулирования заказа были поставлены в Иорданию, где получили название «Халид». «Шир-2» отличается целым ряд различных новшеств, включающих новые корпус и башню с комбинированной броней типа «чобхэм», гидро пневматическую подвеску, двигатель повышенной мощности и тепловизионный прицел наводчика. На базе «Шир-2» был создан лучший основной танк Британии «Челленджер». На вооружении английском армии имеется 837 танков «Чифтен». Все они регулярно проходят программы модернизации оборудования и вооружения, которые позволяют улучшить характеристики этих машин до уровня танков «Челленджер». Всего, кроме экспортных версий, выпускалось двенадцать вариантов «Чифтенз» (от Мк 1 до Мк 12), отличающихся некоторыми изменениями в конструкции и составом оборудования. Например, Мк 1 служил в качестве учебной машины; Мк 2 отличался от «единички» лучшим бронированием и вооружением; Мк 3 получил инфракрасные приборы, более мощный двигатель и новую командирскую башенку; Мк 5 оснащался лазерным целеуказателем и электронным баллистическим вычислителен. Варианты Мк 6, Мк 7 и Мк 8 являются ранними вариантами «Чифтена», доведенными до уровня Мк 5. Остальные варианты английского ганка представляют собой модификации уже описанных, оборудованных новом системой управления огнем и другим оборудованием.

ТАНК FV101 СКОРПИОН




Англичане длительное время использовали для ведения разведки колесные бронемашины. Только с появлением достаточно прочной брони из алюминиевых сплавов появилась возможность создания легкого разведывательного танка с использованием автомобильных узлов и агрегатов. Заказ на разработку такой машины полупила в 1964 году фирма «Элвис». Предполагалось, что этот танк можно будет легко перебрасывать по воздуху на внешней подвеске тяжелых вертолетов или в грузовом отсеке транспортных самолетов.

Первый опытный образец гусеничной машины был испытан в 1968 году и четыре года спустя принят на вооружение под обозначением Р/101 «Скорпион» Невысокая цена танка послужила причиной его широкого распространения за рубежом  « Скорпион» входит в состав воинских подразделений 14 стран мира.

Компоновочная схема танка более характерна для боевых машин пехоты. Моторно-трансмиссионное отделение расположено в передней части корпуса, а боевое отделение занимает среднюю и кормовую части «Скорпиона». В соответствии с такой компоновкой ведущие колеса размещены впереди, а направляющие  сзади. В двухместной башне установлена 76-мм нарезная пушка Ь23, обслуживаемая командире и наводчиком, и спаренный с ней 7,62-мм пулемет. В состав 40 унитарных выстрелов боекомплекта входят кумулятивные и бронебойно-фугасные снаряды с пластичным ВВ. Подвеска танка торсионная, с гидравлическими амортизаторами на передних и задних опорных катках. Гусеницы с резинометаллическими шарнирами и стальными траками. Глубокие водные преграды «Скорпион» самостоятельно преодолевать не может. Для этого используется специальный комплект вспомогательных плавсредств, который возят отдельно от танка. На плаву движение машины происходит за счет перематывания гусениц. Лобовая броня корпуса и башни из алюминиевого сплава выдерживает попадание 14.5-мм бронебойных пуль с дистанции 200 м Борта и корма танка обеспечивают защиту экипажа от пуль винтовочного калибра, а также от осколков мин и снарядов/ «Скорпион» оснащен средствами защиты от ОМП.

Танк оборудован автомобильным двигателем «Ягуара», который в случае необходимости может быть заменен дизельным мотором «Перкинс» жидкостного охлаждения мощностью 250 л.с. Планетарная коробка передач имеет по 7 передач переднего и заднего хода. Все это является причиной относительно высокой маневренности Скорпиона
Общее количество построенных танков N101 составляет 1241 единицу. На шасси Скорпиона выпускали, кроме того, различные бронированные боевые и вспомогательные машины, среди которых истребитель танков «Страйкер» с пусковой установкой ГТТУР «свингфаер», бронетранспортер «Спартан»,
санитарная машина «Самаритан», командно-штабная машина Султан, ремонтно-эвакуационная машина «Самсон», а также боевая разведывательная машина «Симитер». Все машины этого семейства до сих пор состоят на вооружении армии Великобритании.
 

ТАНК ЧЕЛЛЕНДЖЕР




Основной боевой танк «Челленджер» (Бросающий вызов) относится к третьему послевоенному поколению, состоит на вооружении только английской армии и значительно превосходит по защищенности и подвижности своего предшественника - танк «Чифтен» «Челленджер» 1 был разработан на основе экспортного варианта «Чифтена» «Шир-2» и начал поступать в британские танковые войска с 1983 года. В дальнейшем, с середины 90-х годов, на вооружение английской армии был принят танк «Челленджер» 2, которым планируется заменить в войсках оставшиеся «Чифтены». Первоначально для этого предполагалось провести международный конкурс с участием «Леопарда» 2, американского М1 «Абраме» и французского «Леклерка», причем шансы на то, что «Челленджер» 2 выиграет, оценивались довольно низко.

Однако в ходе операции «Буря в пустыне» «Челленджеры» 1 показали отличные бое-вые качества, и поэтому уже в декабре 1995 года один танковый батальон в составе 38 машин был укомплектован серийными машинами «Челленджер» 2.

Основным новшеством, использованным в конструкции «Челленджера», явилась броня «чобхэм». Это композитная многослойная броня, состоящая из металлических и искусственных материалов. Вооружение танка установленная в башне 120-мм нарезная пушка И1А5, представляющая собой улучшенный вариант орудия танка Чифтен. В ней примени новый затвор, ствол изготовлен из высококачествен ной стали. Пушка оборудована эжектором, теплоизоляционным кожухом и системой стабилизации в двух плоскостях. Она позволяет вести огонь бронебойным подкалиберными снарядом, сердечник которого выполнен из сплава обедненного урона. Этот сплав имеет плотность в 2,5 раза большую, чем сталь, и при той же начальной скорости снаряда обладает большей кинетической энергией и пробивной способностью. На также применена автоматизированная система управления огнем с лазерным прицелом-дальномером. На рабочем кресте наводчика установлены два прицела: дневной перископический и вспомогательный телескопический. Кроме того, используется также тепловизионный прицел для стрельбы в ночное время. Прицел командира танка связан с прицелом наводчика, что позволяет командиру брать управление оружием на себя.

В качестве дополнительного вооружения «Челленджеры» располагают двумя 7,62-мм пулеметами (спаренным с пушкой и зенитным, смонтированным над люком командирской башенки). В лобовой части башни установлено по пять дымовых гранатометов с обеих сторон пушки, а на «Челленджере» 2 предусмотрена также установка гранатометов дги создания помех в видимом и инфракрасном диапазонах.

«Челленджеры» оснащены 12-цилиндровым четырехтактным дизельным двигателем 0/12 ТСА «кондор- фирмы «Роллс-Ройс» с системой турбонадува Но кроме него, имеется еще 37-сильный вспомогательный двигатель. сблокированный с электрогенератором. Он служит для питания электроприводов наведении орудия и аппаратуры управления огнем при неработающем основном двигателе, а также для подзарядка аккумуляторных батарей.

В ходовой части «Челленджера» имеется шесть опорных и четыре поддерживающих катка с каждой стороны. Подвеска гидропневматическая. а гусеницы стальные с металлическим шарниром. Траки имеют резиновые накладки. Следует отметить, что в танках «Челленджер» 2 подвеска и ходовая часть претерпели значительную модернизацию. Танк «Челленджер» 1 производился с 1983 по 1989 год и был выпущен в количестве 420 штук. С 1992 года началось серийное производство танков «Челленджер» 2 с более совершенной гидротрансмиссией. Значительно усовершенствована система управления огнем, которая работает в ночных условиях в тепловизионном режиме, без инфракрасной подсветки. Новый лазерный дальномер  в углекислом газе позволяет производить замер дистанции до цели в условиях ограниченной видимости с точностью до считанных метров. В конструкции нового танка использована многослойная броня, названная чобхэм второго поколения. Данные о ней засекречены. Всего планируется построить 384 «Челленджера» 2. В соответствии с Парижскими соглашениями об ограничении вооружений в Европе, суммарное число британских танков не должно превышать 1015 единиц.

ТАНК MARK IX




Термин «танк», синоним боевого транспортного средства, строго говоря, нельзя применить к британской машине Mark IX, которая на самом деле представляла собой бронетранспортер. Из-за высокой грузоподъемности Mark IX стал прототипом современных машин доя перевозки военных. При первом применении танков во время Первой мировой войны обнаружились недостатки других видов вооруженных сил, особенно пехоты, которая едва поспевала за танками. Это не было следствием высокой скорости машин, которые продвигались не быстрее пешехода. Пешие воины не могли продолжать движение, поскольку попадали под сосредоточенный огонь противника. Вследствие этого танки редко способствовали реальному продвижению войск и часто оказывались изолированными. Таким образом, появилась насущная необходимость сделать пехоту более подвижной и защищенной. Пехоте требовалось как можно ближе подойти к противнику, избегая при этом большого количества жертв от снарядов его артиллерии. Кроме того солдаты, которым не требовалось тратить силы на перемещение по пересеченной местности, должны быть более боеспособны, чтобыбить врага уже собственным оружием. Именно из этих предпосылок родилась идея бронетранспортера. Во время Второй мировой войны немцы разработали большое количество вариантов бронетранспортеров, которые превосходно выполняли свою задачу. Однако за два десятилетия до этого англичане разработали Mark IX, став отцами идеи бронетранспортера.

Изначально британские военные хотели получить в свое распоряжение бронетехнику для перевозки солдат. Но очень быстро реализация этой идеи оказалась невозможной. Теснота танка Mark I и особенно выделение углекислого газа и паров кордита угрожали жизни солдат на его борту. Часто члены экипажа становились жертвами интоксикации и их выносили из машин в бессознательном состоянии. Каждый новый солдат, который садился в танк, только ухудшал положение. Хотя пехотинцы и могли приблизиться к врагу целыми и невредимыми, но при выходе из танка они несколько минут пребывали совершенно не в боеспособном состоянии. Танк Mark V Star, который вошел в эксплуатацию в 1918 году, это танк Mark V, удлиненный для перевозки личного состава. В 1917 году разработчиком бронированного транспортного средства для перевозки пехотинцев был назначен лейтенант Г. Р. Ракхэм. Но британские военные не имели достаточного опыта, что бы определить технические требования к подобной машине и, в результате, было решено разрабатывать машину, оснащенную орудием.

Таким образом, в случае если танк Mark VIII, который еще был в процессе разработки, не выполнил бы свою задачу, Mark IX можно было превратить в бронетранспортер, который стал первым «танком» (от английског «tank»-«резервуар»). Военные, в конечном счете, решили отказаться от танка «дублера», который одновременно был и танком, и транспортером, и началась разработка танка

Mark IX. Гусеницы держались на удлиненном, укрепленном шасси и удлиненном кузове танка Mark V, благодаря использованию вентиляторов была улучшена система вентиляции... Внутри было убрано все лишнее, что позволило освободить место для максимум 30 человек. Mark IX был оснащен двумя пулеметами и восемью обзорными щелями, которые давали людям возможность стрелять. Двигатель перенесли вперед, коробку передач оставили сзади, пространство, отведенное для солдат, пересекал длинный передаточный вал со шкалой. Толщина брони не превышала 10 мм, в походном положении вес достигал 27 тонн. Экипаж состоял из четырех человек: командира, водителя и двух пулеметчиков. Из-за формы гусениц и внешнего сходства машина получила прозвище «свинья» (The Pig).

Опытная модель была одобрена генеральным штабом, который передал заказ представителям военной промышленности на изготовление 200 экземпляров бронетранспортера. Ко времени подписания мира 11 ноября 1918 года было собрано только 35 машин. После войны одна из них стала использоваться медицинской службой, а вторая превратилась в танк-амфибию.

ТАНК ВИККЕРС МАРК Е






Этот легкий танк, также известный под названием «Виккерс-шеститонный», - исключительный случай в истории танков, поскольку он являлся разработкой частной компании. В период между 1920 и 1933 годами лучшие стратеги самых могущественных держав тщательно обдумывали уроки Первой мировой войны. Появление на поле боя бронированных танков полностью перевернуло представление об обычной тактике боя, применявшейся прежде. Кроме того, страны, которые в период между войнами не вели разработок этого вида оружия, рисковали очень скоро оказаться в проигрыше.


Выводы из полученных уроков Первой мировой были очевидны: страны, способные создать достойные бронетанковые войска, должны были инвестировать средства в исследования и разработку, а также в создание системы производства бронетехники. Но 1920 году производство танков обходилось очень дорого. Люди пережили четырехлетнюю кровавую войну, наступил период разоружения, состояние государственных финансов в разных странах было удручающим.Военные бюджеты были незначительными, а потребность в вооружении сразу попадала в зону особого внимания в случае распоряжения о массовом производстве. Оборонная промышленность изыскивала способы разработать недорогостоящее, но надежное оружие и технику, ни привлекая внимания.

Британская компания «Виккерс-Армстронг» сильно рисковала, когда по собственной инициативе приняла решение спроектировать новый танк безо всякой министерской поддержки и без авансового платежа на затраты по разработке. Разработкой «шеститонного танка» занялись знаменитые инженеры и конструкторы танков Джон Валентайн Карден и Вивиан Ллойд.Опытная модель появилась в 1928 году и получила наименование «Марк Е». Машина казалась внушительной: толщина лобовой брони составляла 25 мм, а на башне, в задней части и по бокам - 19 мм; мощность бензинового двигателя 98 л. с.; прекрасные гусеницы, на которых танк мог пройти до 5000 км. Было выпущено две версии танков «Виккерс Марк Е»: модель «А» с двумя башнями, каждая из которых была оснащена пулеметом «виккерс», и модель «Б» с одной двухместной башней, снабженной 47-миллиметровой пушкой и одним пулеметом.Но после различных этапов испытаний, в конечном итоге, британская армия отказалась от танка в связи с недостаточной надежностью подвески.

Хотя надежды фирмы «Виккерс» не оправдались, она не оставила свой проект и попытала счастья на международном рынке. Это решение оправдало себя. В конце 1920-х годов танк «Виккерс» стал основным оружием многих танковых армий в Европе и во всем мире. Эти танки стояли на вооружении в армиях Боливии, Болгарии, Китая, Греции, Финляндии, Португалии и Таиланда. Кроме того, легкий танк быстро скопировали иностранные инженеры. Характеристики танка произвели столь глубокое впечатление на советских военных, что они купили лицензию у фирмы «Виккерс» на производство собственной версии - танк «Т-26», который слегка отличался вооружением и формой брони.В период с 1931 по 1941 год с конвейеров советских заводов сошло не менее 12 ООО «Т-26» всех модификаций.

ТАНК ВИККЕРС MK I




В период между двумя мировыми войнами средние танки «Виккерс» Mk I и Мк II были запущены в массовое производство для оснащения британской армии надежным танком.В 1920-х годах развитие нового поколения бронетехники определяли две противоположные тенденции, которые дополняли одна другую. После Первой мировой войны наступил финансовый кризис, связанный с тяготами военного времени, существенно подкосивший экономику европейских стран. Как следствие, правительство выделяло все меньше денег на оборону, и у военных было недостаточно средств для разработки новой техники и, прежде всего, танков.

Но, чтобы иметь вес на международной арене, государствам требовалось иметь в своем распоряжении дееспособную армию. Поэтому использовали старую технику, которую старались модернизировать, причем скорее худо, чем хорошо. Британская армия нуждалась в более современной технике и, по возможности, недорогой. В этот момент завод «Виккерс» предложил различные относительно дешевые опытные модели, которые можно было экспортировать, и которые могли модернизировать армию, потерявшую свое былое величие.Компания «Виккерс» уже выпустила несколько легких танков в 1920 году, но от этих экспериментальных моделей, которые были похожи на танки Первой мировой, быстро отказались, несмотря на некоторое усовершенствование технологий. Компания «Виккерс» в конечном итоге приняла решение заняться более традиционным танком, оснащенным новой подвеской, благодаря которой улучшалась подвижность машины.

Эта модель сначала получила наименование Vickers Light Tank Mark I (легкий танк «Виккерс» Mk I, т. e. модель 1) и сразу же стала очень успешной разработкой. Танк заключал в себе все преимущества легкого танка, при этом обладал некоторыми дополнительными достоинствами: просторной башней и хорошим предельным радиусом действия, а также высокой надежностью. В 1924 году танк получил название средний танк «Виккерс» Mk I.Мк I, вооруженный скорострельным орудием калибра 47 мм, четырьмя пулеметами и рессорной подвеской, которая позволяла танку быстро перемещаться, был достаточно хорошо вооружен для схваток с возможным противником. Танк имел двигатель V8, изготовленный на базе авиадвигателей. К недостатком следует отнести то, что ходовая часть «виккерсов» часто ломалась, а броня плохо защищала машину.

ТАНК ВИККЕРС MK II




Средний танк «Виккерс» Mk II Конструкторы быстро предложили преемника для среднего танка «Виккерс» Mk I. Мк II вошел в производство в 1925 году, последние экземпляры сошли с заводских конвейеров в 1934 году после неоднократных преобразований. Этот лучше бронированный и более надежный танк также можно считать успешной разработкой. Экипаж из пяти человек и просторная башня давали возможность командиру танка, заряжающему и наводчику должным образом выполнять свои задачи.Несмотря на различные постепенно добавлявшиеся усовершенствования, Mk II, как и его предшественник, имел недостаточно надежную броню, поэтому к началу Второй мировой войны в 1939 году он считался устаревшей машиной.

ТАНК - КОМЕТА




«Комета» - последний из крейсерных танков, которые разрабатывались в Великобритании. Этот танк часто называют преемником танка «Кромвель». Обе модели внешне похожи, но у них лишь 40% общих деталей. Этот быстрый танк, получивший наименование А34, появился слишком поздно и не принял активного участия во Второй мировой войне. Однако это не мешает специалистам считать его одной из самых успешных разработок своего времени.Войны способствуют техническому прогрессу. Как бы кощунственно это ни звучало с нравственной и этической точки зрения, но это общепризнанный факт. В критической военной обстановке проекты, для конкретизации которых в мирное время требуются долгие годы, разрешаются за несколько недель благодаря или, скорее, по причине крупномасштабной военной угрозы.

Это особенно верно для военной промышленности. Чтобы одержать решающую победу, во время войны приходится безостановочно разрабатывать все более и более эффективное оружие, превосходящее имеющееся.Танк «Комета» служит этому прекрасным примером. Во время боев в Северной Африке британцы поняли, что их танки не могут противостоять немецким танкам; в Тунисе в схватках с «Тиграми» разница в боевой мощи стала еще более очевидной. Даже новый М4 «Шерман» американского производства не мог тягаться с немецкими танками.«Кромвель» (А27), который был принят на вооружение в 1943 году, с полным правом считался эффективным, быстрым и выносливым танком, но его 57-мм пушка имела весьма ограниченный потенциал противотанкового применения и не могла стрелять высокоскоростными фугасными снарядами. Новый танк должен был стать оружием против «Тигров» и «Пантер». Новый танк должен был обладать преимуществами «Кромвеля» (высокой скоростью, низким корпусом), но в качестве вооружения иметь гораздо более эффективную пушку. В начале 1943 года компания «Лейланд» начала разработку нового крейсерного танка. Чтобы снизить затраты и не терять зря времени, было принято решение использовать максимальное количество деталей танка «Кромвель» и установить на танк лучшую пушку, которая существовала на тот момент.Компания «Викерс» начала разработку более компактной версии пушки калибра 76.2 мм -Vickers HV (аббревиатура от «haute velocite» (фр.). - «высокая скорость»). Новая версия имела тот же калибр, что и предыдущая, но казенники были короче и шире, что упрощало их обслуживание в башне. Эта пушка бесспорно считалось лучшей из тех, которыми оснащались танки союзников во время Второй мировой войны.

Первая машина под условным названием А34 была представлена в конце 1943 года. Военные потребовали внести в конструкцию такое количество изменений, что в итоге на танк было установлено 60% новых деталей. Это означало, что А34 не имел почти ничего общего со своим предшественником.Корпус и шасси были действительно похожи на корпус и шасси «Кромвеля» (как и двигатель V-12 Rolls Royce Meteor, прообразом которого стал авиационный двигатель Rolls Royce Merlin). Танк «Комета» также сохранил ходовую часть с пятью опорными катками, унаследованными от «Кромвеля» и «Крусейдера», но на нем в отличие от предыдущих моделей было установлено четыре поддерживающих поворотных катка.Первые опытные модели появились в феврале 1944 года, а машины производства опытной серии были готовы осенью. Однако танк был отправлен на фронт слишком поздно и не смог показать себя. К тому же у членов экипажей не было единой точки зрения относительно этого танка. Большинство считало, что броня, «позаимствованная» у «Кромвеля», недостаточно прочна (так и было на самом деле). Танк «Комета» был немного быстрее своего предшественника. Из-за нехватки средств для быстрого производства двигателей, гусениц и подвесок новой модели до мая 1945 года успели выпустить чуть менее 1200 экземпляров танков. Многие машины использовались во время войны в Корее (1950-1953); в ирландской армии они стояли на вооружении до 1974 года, но все время ощущалась нехватка запчастей.

КРЕЙСЕРНЫЙ ТАНК - КРУСЕЙДЕР




Британский танк «Крусейдер» с низким, угловатым и воинственным корпусом выглядел вполне внушительно в конце 1930-х гг. Однако конструкция машины не отличалась новаторскими техническими решениями, и во время первых боев в Северной Африке в июне 1941 года танк оказался мало эффективным.«Крусейдер» - средний крейсерный танк. Он отвечает техническим требованиям 1938 года и, прежде всего, является мобильным танком. Когда английский подполковник Мартел, который служил в отделе механизации армии, в 1936 году отправился в Советский Союз, он был впечатлен новыми танками БТ с подвеской «Кристи», разработанной американской компанией с таким же названием. Эта революционная подвеска, созданная Джоном Уолтером Кристи, давала танку возможность развивать удивительную скорость и была установлена на нескольких моделях танков (один из которых Т-34).Британцы приняли решение перенять метод Кристи и разработать проворный и быстрый крейсерный танк с хорошей броней. Крейсерный танк (или кавалерийский танк) - это разработка британской танковой армии.

В отличие от танков пехоты и тяжелых танков, крейсерные танки используются для выполнения автономных действий, в которых требуется высокая скорость. После нескольких испытаний танк получил наименование А13 и был взят в производство на заводе в Нуффилде.После внесения изменений он стал называться А13 Мк III «Кове-нантер» (Cruiser Mk V), также были предложены другие машины А14 и А15 (впоследствии получившая наименование А16).Разработка моделей А14 и А16 прекратилась в конце 1939 года, а версия А15 (созданная на основе А13 Mk III) превратилась в «Крусейдер». В начале 1940 года был разработан «Ковенантер» с плоским двигателем «Медоус» с радиатором, расположенным на переднем скате. Эта модель отличалась многочисленными механическими недостатками, которые являлись следствиями плохого охлаждения.

Танк был вооружен пушкой Ordnance QF 2-pounder (пушка калибра 40 мм или «2-фунтовка») и пулеметом «Беса» калибра 7.92 мм. Трапециевидная башня была заклепана. Несмотря на то, что было собрано почти 1800 единиц, из-за многочисленных недостатков ни один танк так и не был использован для проведения операций.Новый танк С течением месяцев технические требования изменились до такой степени, что после внесения поправок на заводе Нуффилд А13 Mk III превратился в тяжелый крейсерный танк.В конечном итоге завод принял решение создать новый танк, сохранив подвеску «Кристи» и удлинив шасси для добавления дополнительного катка (для лучшей проходимости). На танк был установлен двигатель V-12 «Либерти», который был надежнее «Медоуса» и был доступен в больших количествах. В результате внесения этих изменений на свет появился новый танк А15 «Крусейдер» (Cruiser Mk VI).Машина понравилась военным, и в июле 1939 года было заказано 200 единиц этой модели. Весной 1940 года был сделан заказ уже на 400 танков, затем еще почти на 1100. В общей сложности к 1943 году с конвейеров завода в Нуффилде и субподрядчиков сошло 5400 танков.Однако во время первых же боев проявились недостатки «Крусейдера».

ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ - ЧАРИОТИР




Этот британский истребитель танков, разработанный в начале 1950-х годов, стал быстрой реакцией на советскую танковую угрозу. «Чариотир» был оснащен шасси популярного танка «Кромвель» и мощным противотанковым орудием. Модель оказалась довольно удачной, но несмотря на это, танк был произведен в небольшом количестве.После 1945 года напряжение между Западом и Востоком все больше возрастало. Американцы располагали атомной бомбой, а СССР опережал США в области бронетехники, советская танковая армия количественно превосходила американские танковые войска. В этой области Советский Союз далеко продвинулся в области технологий. Западные танки во многом уступали разработанному в 1947 году Т-54, рабочей лошадке советских механизированных подразделений. Осенью 1945 года увидел свет неуязвимый ИС-3, оснащенный скошенной башней с броней толщиной 255 мм.

Силы НАТО (организация, созданная в 1949 году) срочно нуждались в новых танках для противостояния волне новой советской техники, которая в любой момент могла обрушиться на Западную Европу. Но разработка и производство нового танка занимает время. «Чариотир» - одна из машин, которые были разработаны в срочном порядке в условиях напряженной политической обстановки.«Чариотир» (что означает «колесничий», то есть тот, кто управлял повозкой в древности) был создан на основе танка «Кромвель».После окончания Второй мировой войны Великобритания располагала сотнями 27-тонных танков, которые развивали высокую скорость, но были оснащены устаревшей 75-миллиметровой пушкой. Чтобы снизить затраты и выиграть время, было решено установить на шасси танка «Кромвель» новую башню с мощным противотанковым орудием.Оружие уже существовало. Это была 84-миллиметровая пушка танка «Центурион», которую только-только начали производить. Осталось только создать башню. В новой башне помещалось всего два человека, но при этом в нее можно было загрузить больше боеприпасов, нежели помещалось в башню «Центуриона». Результаты испытаний были многообещающими - «Чариотир» весил на 10 тонн меньше «Центуриона», но был хуже бронирован.

В скором времени переделка шасси «Кромвеля» для истребителя танков было доверено компании «Robinson and Kershaw».В шасси и корпус танка «Кромвель» практически не было внесено никаких изменений, пять катков и гусеницы без поворотных катков остались на месте. Двигатель «Rolls-Royce Meteor» все еще был достаточно мощным. Главное отличие состояло в башне, которая стала выше и приняла характерную трапециевидную форму.FV 4101 «Чариотир» (официальное название танка) был оснащен лучшей броней по сравнению с танком «Кромвель» (57 мм в передней части и 30 мм на бортах), но для противостояния новому поколению советских танков такой толщины было недостаточно. Несмотря на небольшое увеличение веса по сравнению с «Кромвелем», «Чариотир» сохранил прекрасную подвижность своего предшественника.В боевом отделении могли разместиться 2-3 человека и 50 снарядов. 20-фунтовая пушка Ordnance QF (которая заменила 17-фунтовое орудие времен Второй мировой войны) была создана на основе немецкой 88-миллиметровой пушки, от которой она переняла свою длину в 66,7 калибров. Пушка стреляла бронебойными снарядами с баллистической головкой (1020 м/с) и стреловидными снарядами, способными развивать скорость до 1350 м/с.В общей сложности было произведено 442 экземпляра танка «Чариотир». Они поступили в танковые полки пехотных дивизий. В середине 1950-х годов танки поступили на вооружение иностранных танковых армий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий