ТАНК А34 КОМЕТ
|
«Комет» был последним крейсерским танком британской армии и лучшим представителем этого класса машин в период Второй мировой войны, хотя его участие в боевых действиях было незначительной. Основным недостатком довольно хорошего танка «Кромвель» была 57-мм пушка, практически бесполезная в танковых сражениях с немецкими машинами. Поэтому английское командование поручило фирме «Лейлана» разработать на основе «Кромвеля» новый танк с наиболее мощным орудием, пригодным для этой цели. 76,2-мм танковая пушка была создана инженерами фирмы «Виккерс-Армстронг» на основе полевой. Боеприпасы к ней отличались от стандартных, так как гильзы снарядов были короче и шире, что облегчало работу заряжающего в башне. Во избежание путаницы в снабжении боеприпасами новых танков орудие назвали 77-миллиметровым.
По конструкции «Комет» был подобен «Кромвелю» и унаследовал 40% его основных узлов и агрегатов. По сравнению с предшествующими крейсерскими танками на «Комете» значительно усилили бронирование. Боевая масса машины возросла до 36 тонн, и поэтому скорость и дальность хода снизились, относительно «Кромвеля», на 30%. По своим боевым характеристикам «Комет» сравнялся с основным немецким танком Рz IV, но значительно уступал в бронировании и огневой мощи «Пантере».
До окончания Второй мировой войны британская промышленность сумела вооружить «Кометами» только одну 11-ю танковую дивизию, которая приняла участие в отражении немецкого наступления в Арденнах в январе 1945 года. Другие части получили эти машины после окончания боевых действий в Европе. К началу 1949 года «Кометы» были полностью вытеснены в войнах танками «Центурион». В танковых частях британской армии, дислоцированных в Западном Берлине и в колониальном Гонконге, они эксплуатировались до 1958 года и затем были выведены в резерв. С 1960 года их распродали во многие страт мира. Дольше всех «Кометы» продержались на вооружении финской армии до 1970 года. |
|
|
ТАНК ЦЕНТУРИОН
|
Из всех танков, разработанных в годы Второй мировой войны, «Центурион», как и советский Т-34-85 наиболее длительное время находился на вооружении армий различных стран мира и принял участие во многих локальных военных конфликтах второй половины XX века.
Разработка крейсерского танка А41«Центурион» была начата фирмой АЕС в августе 1943 года. Согласно требованиям, он должен был иметь эффективна защиту от противотанковых мин, а также достаточно мощное вооружение и хорошее бронирование для борьбы с немецкими «Тиграми». Скорость не имела решающего значения. Машина массой 42 тонны была оснащена 77-мм орудием и двигателем «Метеор» мощностью 600 л. с. Вместо обычной на английских крейсерских танках ходовой части типа «Кристи» была использована подвеска из сблокированных попарно опорных катков среднего диаметра с винтовыми пружинами и гидравлическими амортизаторами. Шесть первых «Центурионов» были изготовлены в мае 1945 года, и когда их доставили в Европу, война уже закончилась. Но производство танков продолжалось и 1962 года, и было построено около 4500 таких машин, способных выполнять различные задачи, стоящие перед танковыми войсками. Всего насчитывается не менее 25 вариантов «Центуриона», хотя последней считается его модификация с индексом Мк 13. Корпус танка разделен на три отделения: отделение управления, боевое и моторотрансмиссионное. Место механика-водителя размещается в передней части корпуса справа, а освободившееся слева место занято под часть боекомплекта. Три остальных члена экипажа располагаются в лигой башне, в боевом отделении с вращающимся поликом. В моторном отделении по обеим сторонам двигателя располагаются два топливных бака общей емкостью 460 литров, а еще один бак (110 л) находится в отсеке управления. В дальнейшем, а последних модификациях танка Мк 9 и Мк 10, объем топлива был увеличен почти вдвое и доведен до 1036 л, а бак из отсека управления перенесен в силовое отделение. В течение не-скольких десятков лет постепенно улучшались боевые качества танка, преимущественно за счет увеличения калибра пушки от 83,8 мм до105 мм. Следует отметить, что на различных модификациях «Центуриона» в башне устанавливали разный набор вооружения: спаренные 77-мм и 20-мм пушка, разные варианты 83,8-мм пушек, легкую 95-мм гаубицу. На последних вариантах ганка установлена 105 мм полуавтоматическая нарезная пушка 1-7 с эжекционным устройством. Вспомогательное вооружение «Центуриона» состоит издвух7,62-мм пулеметов (одного спаренного с пушкой, другого - установленного на командирской башенке), а также двух установок по шесть 51 -мм дымовых гранатометов Усовершенствовалась также и защита Броня лобовых деталей корпуса и башни достигла толщины, соответственно, 76 и 152 мм. Это стало возможным из-за того, что при проектировании конструкция танка изначально была выполнена большеразмерной и поэтому обладала резервами для дальнейших модернизаций. Однако все они оказались не столь существенны, в результате чего современные «Центурионы»« обладают массой тяжелого танка, но имеют весьма скромные показатели бронирования и вооружения, которые соответствуют уровню среднего танка разработки 60-х годов. Кроме того, у Центурионов невелики скорость и дальность хода из-за применения дефорсированного, но «прожорливого», авиационного двигателя «Метеор». Вариант мотора применялся в годы войны на истребителях «Спитфайр» и довольно быстро устарел. На последних модификациях танка «Центурион», 9 и Мк 10, устанавливается двигатель, представляющий собой дальнейшее развитие этого же семейства силовых установок, ранее устанавливавшихся на танках «Кромвель» и «Комет». Несмотря на вое эти недостатки, танк успешно применялся во многих вооруженных конфликтах последних трех десятилетий. Ныне состоит на вооружении «третьих» стран и имеет шанс продолжить службу в наступившем тысячелетии.
ТАНК КОНКЕРОР
|
В 1954 году специально для борьбы с танками противника на вооружение британской армии был принят 65-тонный танк «Конкерор» самая тяжелая боевая машина 50-х готов. Его создание было обусловлено тем, что танк «Центурион», ранее принятый на вооружение, оказался малопригоден в качестве противотанкового, т.к. по своим боевым качествам уступал однотипным машинам других стран. Корпус танка «Конкерор» имел сварную конструкцию и в целом повторял очертания корпуса «Центуриона». Для защиты от кумулятивных снарядов его борта и верхняя часть ходовой части закрывались броневыми экранами. Башня выполнялась литой, но, в отличие от корпуса, ее конфигурация была значительно улучшена по сравнению с башней «Цинтуриона». Как уже упоминалось, «Конкерор» имел мощное бронирование лобовая броня башни достигла 200 мм, и по английской классификации машина была отнесена к типу тяжелых пушечных танков. Длинноствольная пушка калибра 120 мм оснащалась системой стабилизации в двух плоскостях, эжекционным устройством для удаления пороховых газов, командорской системой управления огнем, а ее механизм наведения имел электрические приводы. Кроме того, был предусмотрен механизм выброса стреляных гильз, а в боекомплекте, состоявшем из 35 выстрелов, имелись подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоне. В качестве дополнительного вооружения устанавливались два 7,62-мм пулемета. С 1961 года некоторые танки «Конкерор» вооружались ПТУРС «Малкара». На «Конкероре» монтировался 12цилиндровый бензиновый двигатель «Метеор» жидкостного охлаждения, с нагнетателем и системой впрыска топлива. Его мощность составляла 810 л.с. Трансмиссия по сравнению с «Центурионом» осталась без изменений. Значительно больше изменилась ходовая часть. Так, на танке «Конкерор» установили более широкие гусеницы и по 8 опорных катков малого диаметра с каждого борта, сблокированных в те-лежки по два катка.
Экипаж танка состоял из четырех человек, при этом место механика-водителя находилось справа в отделении управления. В крыше над его сиденьем имелась башенка с приборами наблюдена, снабженная люком. В башне танка также было три люка: два над местами наводчика и заряжающего и запасной люк в правом борту башни, использующийся для загрузки боеприпасов в танк и для выброса наружу стреляных гильз. В командирской башенке размещались прицельные приспособления, монокулярный дальномер и другие приборы управления огнем, а также органы управления подъемным механизмом пушки и поворотным механизмом башни.
До появления танков «Чифтен» «Конкероры» находились на вооружении танковых соединен британской Рейнской армии, однако выпускаюсь в ограничением количестве, а затем и вообще были сняты с производства.
ТАНК ЧИФТЕН
|
«Чифтен» типичный танк второго послевоенного поколения боевых машин, предназначенный для базирования и действий на Европейском континенте в годы «холодной войны». Он разрабатывался для замены танков «Центурион» и «Конкерор» и выпускался с 1966 года заводами фирм «Роиал Орднэнс Факгори» и Виккеро. Первые Чифтены поступили в британские танковые части в первой половине 1967 года.
В основу конструкции танка была положена концепция о превосходстве огневой мощи и защищенности боевой машины над ее подвижностью. Поэтому танк получился очень тяжелым и имел негабаритную ширину 3500 мм. Он не вписывался в железнодорожные ограничения и был труднотранспортабельным. Новинками конструкции «Чифтена» стало полулежачее положение механика водителя, что позволило понизить высоту корпуса танка в передней части, а также применение «всеядного», многотопливного дизеля. Последний мог быть заменен вместе с трансмиссией за 30 минут, что являлось рекордом ремонтных операций на танке. «Чифтен» имел большой ресурс до капремонта 9600 км пробега. Корпус машины был сварен из литых и катаных деталей. Угол наклона верхней лобовой детали составлял 72˚. По сравнению с другими танками второго послевоенного поколения «Чифтен» достаточно хорошо бронирован, что сказалось, однако, на массе танка и его подвижности. Ходовая часть машины прикрыта четырехсекционными алюминевыми экранами. 15-тонная литая башня обладает очень характерной фермой, а также большим углом наклона передней части Особую гордость британских танкостроителей представляла 120-мм пушка И1 «Чифтена». Она была самом мощной из всех орудий, которыми вооружались танки западных стран в 60-е и 70-е годы. Очень большая длина ствола (55 калибров) с одной стороны способствует точности ведения огня, с другой требует от водителя большого внимания при движении по бездорожью. Пушка снабжена эжектором и теплозащитным кожухом, а в состав ее боекомплекта из 64 выстрелов входят бронебойные подкалиберные, кумулятивные, дымовые и осколочнофугасные снаряды. Заряжание орудия раздельное картузное. В первую очередь танки «Чифтен» поступали на вооружение английских частей из состава британской Рейнской армии, дислоцировавшейся в Западной Германии. Кроме того, их поставляли в Иран, Иорданию, Кувейт и Оман. Экспортные варианты под обозначением «Шир-1 и «Шир-2», предназначенные для Ближнего Востока, значительно отличаются от исходного британского образца, т. к. в их конструкции были учтены пожелания заказчиков и климатические условия региона. «Шир-1» имеет новый мотор, автоматическую трансмиссию и улучшенные приборы управление Огнем. Вначале машины этого типа строились для Ирана, но после аннулирования заказа были поставлены в Иорданию, где получили название «Халид». «Шир-2» отличается целым ряд различных новшеств, включающих новые корпус и башню с комбинированной броней типа «чобхэм», гидро пневматическую подвеску, двигатель повышенной мощности и тепловизионный прицел наводчика. На базе «Шир-2» был создан лучший основной танк Британии «Челленджер». На вооружении английском армии имеется 837 танков «Чифтен». Все они регулярно проходят программы модернизации оборудования и вооружения, которые позволяют улучшить характеристики этих машин до уровня танков «Челленджер». Всего, кроме экспортных версий, выпускалось двенадцать вариантов «Чифтенз» (от Мк 1 до Мк 12), отличающихся некоторыми изменениями в конструкции и составом оборудования. Например, Мк 1 служил в качестве учебной машины; Мк 2 отличался от «единички» лучшим бронированием и вооружением; Мк 3 получил инфракрасные приборы, более мощный двигатель и новую командирскую башенку; Мк 5 оснащался лазерным целеуказателем и электронным баллистическим вычислителен. Варианты Мк 6, Мк 7 и Мк 8 являются ранними вариантами «Чифтена», доведенными до уровня Мк 5. Остальные варианты английского ганка представляют собой модификации уже описанных, оборудованных новом системой управления огнем и другим оборудованием.
ТАНК FV101 СКОРПИОН
|
Англичане длительное время использовали для ведения разведки колесные бронемашины. Только с появлением достаточно прочной брони из алюминиевых сплавов появилась возможность создания легкого разведывательного танка с использованием автомобильных узлов и агрегатов. Заказ на разработку такой машины полупила в 1964 году фирма «Элвис». Предполагалось, что этот танк можно будет легко перебрасывать по воздуху на внешней подвеске тяжелых вертолетов или в грузовом отсеке транспортных самолетов.
Первый опытный образец гусеничной машины был испытан в 1968 году и четыре года спустя принят на вооружение под обозначением Р/101 «Скорпион» Невысокая цена танка послужила причиной его широкого распространения за рубежом « Скорпион» входит в состав воинских подразделений 14 стран мира.
Компоновочная схема танка более характерна для боевых машин пехоты. Моторно-трансмиссионное отделение расположено в передней части корпуса, а боевое отделение занимает среднюю и кормовую части «Скорпиона». В соответствии с такой компоновкой ведущие колеса размещены впереди, а направляющие сзади. В двухместной башне установлена 76-мм нарезная пушка Ь23, обслуживаемая командире и наводчиком, и спаренный с ней 7,62-мм пулемет. В состав 40 унитарных выстрелов боекомплекта входят кумулятивные и бронебойно-фугасные снаряды с пластичным ВВ. Подвеска танка торсионная, с гидравлическими амортизаторами на передних и задних опорных катках. Гусеницы с резинометаллическими шарнирами и стальными траками. Глубокие водные преграды «Скорпион» самостоятельно преодолевать не может. Для этого используется специальный комплект вспомогательных плавсредств, который возят отдельно от танка. На плаву движение машины происходит за счет перематывания гусениц. Лобовая броня корпуса и башни из алюминиевого сплава выдерживает попадание 14.5-мм бронебойных пуль с дистанции 200 м Борта и корма танка обеспечивают защиту экипажа от пуль винтовочного калибра, а также от осколков мин и снарядов/ «Скорпион» оснащен средствами защиты от ОМП.
Танк оборудован автомобильным двигателем «Ягуара», который в случае необходимости может быть заменен дизельным мотором «Перкинс» жидкостного охлаждения мощностью 250 л.с. Планетарная коробка передач имеет по 7 передач переднего и заднего хода. Все это является причиной относительно высокой маневренности Скорпиона Общее количество построенных танков N101 составляет 1241 единицу. На шасси Скорпиона выпускали, кроме того, различные бронированные боевые и вспомогательные машины, среди которых истребитель танков «Страйкер» с пусковой установкой ГТТУР «свингфаер», бронетранспортер «Спартан», санитарная машина «Самаритан», командно-штабная машина Султан, ремонтно-эвакуационная машина «Самсон», а также боевая разведывательная машина «Симитер». Все машины этого семейства до сих пор состоят на вооружении армии Великобритании.
ТАНК ЧЕЛЛЕНДЖЕР
|
Основной боевой танк «Челленджер» (Бросающий вызов) относится к третьему послевоенному поколению, состоит на вооружении только английской армии и значительно превосходит по защищенности и подвижности своего предшественника - танк «Чифтен» «Челленджер» 1 был разработан на основе экспортного варианта «Чифтена» «Шир-2» и начал поступать в британские танковые войска с 1983 года. В дальнейшем, с середины 90-х годов, на вооружение английской армии был принят танк «Челленджер» 2, которым планируется заменить в войсках оставшиеся «Чифтены». Первоначально для этого предполагалось провести международный конкурс с участием «Леопарда» 2, американского М1 «Абраме» и французского «Леклерка», причем шансы на то, что «Челленджер» 2 выиграет, оценивались довольно низко.
Однако в ходе операции «Буря в пустыне» «Челленджеры» 1 показали отличные бое-вые качества, и поэтому уже в декабре 1995 года один танковый батальон в составе 38 машин был укомплектован серийными машинами «Челленджер» 2.
Основным новшеством, использованным в конструкции «Челленджера», явилась броня «чобхэм». Это композитная многослойная броня, состоящая из металлических и искусственных материалов. Вооружение танка установленная в башне 120-мм нарезная пушка И1А5, представляющая собой улучшенный вариант орудия танка Чифтен. В ней примени новый затвор, ствол изготовлен из высококачествен ной стали. Пушка оборудована эжектором, теплоизоляционным кожухом и системой стабилизации в двух плоскостях. Она позволяет вести огонь бронебойным подкалиберными снарядом, сердечник которого выполнен из сплава обедненного урона. Этот сплав имеет плотность в 2,5 раза большую, чем сталь, и при той же начальной скорости снаряда обладает большей кинетической энергией и пробивной способностью. На также применена автоматизированная система управления огнем с лазерным прицелом-дальномером. На рабочем кресте наводчика установлены два прицела: дневной перископический и вспомогательный телескопический. Кроме того, используется также тепловизионный прицел для стрельбы в ночное время. Прицел командира танка связан с прицелом наводчика, что позволяет командиру брать управление оружием на себя.
В качестве дополнительного вооружения «Челленджеры» располагают двумя 7,62-мм пулеметами (спаренным с пушкой и зенитным, смонтированным над люком командирской башенки). В лобовой части башни установлено по пять дымовых гранатометов с обеих сторон пушки, а на «Челленджере» 2 предусмотрена также установка гранатометов дги создания помех в видимом и инфракрасном диапазонах.
«Челленджеры» оснащены 12-цилиндровым четырехтактным дизельным двигателем 0/12 ТСА «кондор- фирмы «Роллс-Ройс» с системой турбонадува Но кроме него, имеется еще 37-сильный вспомогательный двигатель. сблокированный с электрогенератором. Он служит для питания электроприводов наведении орудия и аппаратуры управления огнем при неработающем основном двигателе, а также для подзарядка аккумуляторных батарей.
В ходовой части «Челленджера» имеется шесть опорных и четыре поддерживающих катка с каждой стороны. Подвеска гидропневматическая. а гусеницы стальные с металлическим шарниром. Траки имеют резиновые накладки. Следует отметить, что в танках «Челленджер» 2 подвеска и ходовая часть претерпели значительную модернизацию. Танк «Челленджер» 1 производился с 1983 по 1989 год и был выпущен в количестве 420 штук. С 1992 года началось серийное производство танков «Челленджер» 2 с более совершенной гидротрансмиссией. Значительно усовершенствована система управления огнем, которая работает в ночных условиях в тепловизионном режиме, без инфракрасной подсветки. Новый лазерный дальномер в углекислом газе позволяет производить замер дистанции до цели в условиях ограниченной видимости с точностью до считанных метров. В конструкции нового танка использована многослойная броня, названная чобхэм второго поколения. Данные о ней засекречены. Всего планируется построить 384 «Челленджера» 2. В соответствии с Парижскими соглашениями об ограничении вооружений в Европе, суммарное число британских танков не должно превышать 1015 единиц.
ТАНК MARK IX
|
Термин «танк», синоним боевого транспортного средства, строго говоря, нельзя применить к британской машине Mark IX, которая на самом деле представляла собой бронетранспортер. Из-за высокой грузоподъемности Mark IX стал прототипом современных машин доя перевозки военных. При первом применении танков во время Первой мировой войны обнаружились недостатки других видов вооруженных сил, особенно пехоты, которая едва поспевала за танками. Это не было следствием высокой скорости машин, которые продвигались не быстрее пешехода. Пешие воины не могли продолжать движение, поскольку попадали под сосредоточенный огонь противника. Вследствие этого танки редко способствовали реальному продвижению войск и часто оказывались изолированными. Таким образом, появилась насущная необходимость сделать пехоту более подвижной и защищенной. Пехоте требовалось как можно ближе подойти к противнику, избегая при этом большого количества жертв от снарядов его артиллерии. Кроме того солдаты, которым не требовалось тратить силы на перемещение по пересеченной местности, должны быть более боеспособны, чтобыбить врага уже собственным оружием. Именно из этих предпосылок родилась идея бронетранспортера. Во время Второй мировой войны немцы разработали большое количество вариантов бронетранспортеров, которые превосходно выполняли свою задачу. Однако за два десятилетия до этого англичане разработали Mark IX, став отцами идеи бронетранспортера.
Изначально британские военные хотели получить в свое распоряжение бронетехнику для перевозки солдат. Но очень быстро реализация этой идеи оказалась невозможной. Теснота танка Mark I и особенно выделение углекислого газа и паров кордита угрожали жизни солдат на его борту. Часто члены экипажа становились жертвами интоксикации и их выносили из машин в бессознательном состоянии. Каждый новый солдат, который садился в танк, только ухудшал положение. Хотя пехотинцы и могли приблизиться к врагу целыми и невредимыми, но при выходе из танка они несколько минут пребывали совершенно не в боеспособном состоянии. Танк Mark V Star, который вошел в эксплуатацию в 1918 году, это танк Mark V, удлиненный для перевозки личного состава. В 1917 году разработчиком бронированного транспортного средства для перевозки пехотинцев был назначен лейтенант Г. Р. Ракхэм. Но британские военные не имели достаточного опыта, что бы определить технические требования к подобной машине и, в результате, было решено разрабатывать машину, оснащенную орудием.
Таким образом, в случае если танк Mark VIII, который еще был в процессе разработки, не выполнил бы свою задачу, Mark IX можно было превратить в бронетранспортер, который стал первым «танком» (от английског «tank»-«резервуар»). Военные, в конечном счете, решили отказаться от танка «дублера», который одновременно был и танком, и транспортером, и началась разработка танка
Mark IX. Гусеницы держались на удлиненном, укрепленном шасси и удлиненном кузове танка Mark V, благодаря использованию вентиляторов была улучшена система вентиляции... Внутри было убрано все лишнее, что позволило освободить место для максимум 30 человек. Mark IX был оснащен двумя пулеметами и восемью обзорными щелями, которые давали людям возможность стрелять. Двигатель перенесли вперед, коробку передач оставили сзади, пространство, отведенное для солдат, пересекал длинный передаточный вал со шкалой. Толщина брони не превышала 10 мм, в походном положении вес достигал 27 тонн. Экипаж состоял из четырех человек: командира, водителя и двух пулеметчиков. Из-за формы гусениц и внешнего сходства машина получила прозвище «свинья» (The Pig).
Опытная модель была одобрена генеральным штабом, который передал заказ представителям военной промышленности на изготовление 200 экземпляров бронетранспортера. Ко времени подписания мира 11 ноября 1918 года было собрано только 35 машин. После войны одна из них стала использоваться медицинской службой, а вторая превратилась в танк-амфибию.
ТАНК ВИККЕРС МАРК Е
|
Этот легкий танк, также известный под названием «Виккерс-шеститонный», - исключительный случай в истории танков, поскольку он являлся разработкой частной компании. В период между 1920 и 1933 годами лучшие стратеги самых могущественных держав тщательно обдумывали уроки Первой мировой войны. Появление на поле боя бронированных танков полностью перевернуло представление об обычной тактике боя, применявшейся прежде. Кроме того, страны, которые в период между войнами не вели разработок этого вида оружия, рисковали очень скоро оказаться в проигрыше.
Выводы из полученных уроков Первой мировой были очевидны: страны, способные создать достойные бронетанковые войска, должны были инвестировать средства в исследования и разработку, а также в создание системы производства бронетехники. Но 1920 году производство танков обходилось очень дорого. Люди пережили четырехлетнюю кровавую войну, наступил период разоружения, состояние государственных финансов в разных странах было удручающим.Военные бюджеты были незначительными, а потребность в вооружении сразу попадала в зону особого внимания в случае распоряжения о массовом производстве. Оборонная промышленность изыскивала способы разработать недорогостоящее, но надежное оружие и технику, ни привлекая внимания. Британская компания «Виккерс-Армстронг» сильно рисковала, когда по собственной инициативе приняла решение спроектировать новый танк безо всякой министерской поддержки и без авансового платежа на затраты по разработке. Разработкой «шеститонного танка» занялись знаменитые инженеры и конструкторы танков Джон Валентайн Карден и Вивиан Ллойд.Опытная модель появилась в 1928 году и получила наименование «Марк Е». Машина казалась внушительной: толщина лобовой брони составляла 25 мм, а на башне, в задней части и по бокам - 19 мм; мощность бензинового двигателя 98 л. с.; прекрасные гусеницы, на которых танк мог пройти до 5000 км. Было выпущено две версии танков «Виккерс Марк Е»: модель «А» с двумя башнями, каждая из которых была оснащена пулеметом «виккерс», и модель «Б» с одной двухместной башней, снабженной 47-миллиметровой пушкой и одним пулеметом.Но после различных этапов испытаний, в конечном итоге, британская армия отказалась от танка в связи с недостаточной надежностью подвески.
Хотя надежды фирмы «Виккерс» не оправдались, она не оставила свой проект и попытала счастья на международном рынке. Это решение оправдало себя. В конце 1920-х годов танк «Виккерс» стал основным оружием многих танковых армий в Европе и во всем мире. Эти танки стояли на вооружении в армиях Боливии, Болгарии, Китая, Греции, Финляндии, Португалии и Таиланда. Кроме того, легкий танк быстро скопировали иностранные инженеры. Характеристики танка произвели столь глубокое впечатление на советских военных, что они купили лицензию у фирмы «Виккерс» на производство собственной версии - танк «Т-26», который слегка отличался вооружением и формой брони.В период с 1931 по 1941 год с конвейеров советских заводов сошло не менее 12 ООО «Т-26» всех модификаций. |
|
ТАНК ВИККЕРС MK I
|
В период между двумя мировыми войнами средние танки «Виккерс» Mk I и Мк II были запущены в массовое производство для оснащения британской армии надежным танком.В 1920-х годах развитие нового поколения бронетехники определяли две противоположные тенденции, которые дополняли одна другую. После Первой мировой войны наступил финансовый кризис, связанный с тяготами военного времени, существенно подкосивший экономику европейских стран. Как следствие, правительство выделяло все меньше денег на оборону, и у военных было недостаточно средств для разработки новой техники и, прежде всего, танков.
Но, чтобы иметь вес на международной арене, государствам требовалось иметь в своем распоряжении дееспособную армию. Поэтому использовали старую технику, которую старались модернизировать, причем скорее худо, чем хорошо. Британская армия нуждалась в более современной технике и, по возможности, недорогой. В этот момент завод «Виккерс» предложил различные относительно дешевые опытные модели, которые можно было экспортировать, и которые могли модернизировать армию, потерявшую свое былое величие.Компания «Виккерс» уже выпустила несколько легких танков в 1920 году, но от этих экспериментальных моделей, которые были похожи на танки Первой мировой, быстро отказались, несмотря на некоторое усовершенствование технологий. Компания «Виккерс» в конечном итоге приняла решение заняться более традиционным танком, оснащенным новой подвеской, благодаря которой улучшалась подвижность машины.
Эта модель сначала получила наименование Vickers Light Tank Mark I (легкий танк «Виккерс» Mk I, т. e. модель 1) и сразу же стала очень успешной разработкой. Танк заключал в себе все преимущества легкого танка, при этом обладал некоторыми дополнительными достоинствами: просторной башней и хорошим предельным радиусом действия, а также высокой надежностью. В 1924 году танк получил название средний танк «Виккерс» Mk I.Мк I, вооруженный скорострельным орудием калибра 47 мм, четырьмя пулеметами и рессорной подвеской, которая позволяла танку быстро перемещаться, был достаточно хорошо вооружен для схваток с возможным противником. Танк имел двигатель V8, изготовленный на базе авиадвигателей. К недостатком следует отнести то, что ходовая часть «виккерсов» часто ломалась, а броня плохо защищала машину.
ТАНК ВИККЕРС MK II
|
Средний танк «Виккерс» Mk II Конструкторы быстро предложили преемника для среднего танка «Виккерс» Mk I. Мк II вошел в производство в 1925 году, последние экземпляры сошли с заводских конвейеров в 1934 году после неоднократных преобразований. Этот лучше бронированный и более надежный танк также можно считать успешной разработкой. Экипаж из пяти человек и просторная башня давали возможность командиру танка, заряжающему и наводчику должным образом выполнять свои задачи.Несмотря на различные постепенно добавлявшиеся усовершенствования, Mk II, как и его предшественник, имел недостаточно надежную броню, поэтому к началу Второй мировой войны в 1939 году он считался устаревшей машиной.
ТАНК - КОМЕТА
|
«Комета» - последний из крейсерных танков, которые разрабатывались в Великобритании. Этот танк часто называют преемником танка «Кромвель». Обе модели внешне похожи, но у них лишь 40% общих деталей. Этот быстрый танк, получивший наименование А34, появился слишком поздно и не принял активного участия во Второй мировой войне. Однако это не мешает специалистам считать его одной из самых успешных разработок своего времени.Войны способствуют техническому прогрессу. Как бы кощунственно это ни звучало с нравственной и этической точки зрения, но это общепризнанный факт. В критической военной обстановке проекты, для конкретизации которых в мирное время требуются долгие годы, разрешаются за несколько недель благодаря или, скорее, по причине крупномасштабной военной угрозы. Это особенно верно для военной промышленности. Чтобы одержать решающую победу, во время войны приходится безостановочно разрабатывать все более и более эффективное оружие, превосходящее имеющееся.Танк «Комета» служит этому прекрасным примером. Во время боев в Северной Африке британцы поняли, что их танки не могут противостоять немецким танкам; в Тунисе в схватках с «Тиграми» разница в боевой мощи стала еще более очевидной. Даже новый М4 «Шерман» американского производства не мог тягаться с немецкими танками.«Кромвель» (А27), который был принят на вооружение в 1943 году, с полным правом считался эффективным, быстрым и выносливым танком, но его 57-мм пушка имела весьма ограниченный потенциал противотанкового применения и не могла стрелять высокоскоростными фугасными снарядами. Новый танк должен был стать оружием против «Тигров» и «Пантер». Новый танк должен был обладать преимуществами «Кромвеля» (высокой скоростью, низким корпусом), но в качестве вооружения иметь гораздо более эффективную пушку. В начале 1943 года компания «Лейланд» начала разработку нового крейсерного танка. Чтобы снизить затраты и не терять зря времени, было принято решение использовать максимальное количество деталей танка «Кромвель» и установить на танк лучшую пушку, которая существовала на тот момент.Компания «Викерс» начала разработку более компактной версии пушки калибра 76.2 мм -Vickers HV (аббревиатура от «haute velocite» (фр.). - «высокая скорость»). Новая версия имела тот же калибр, что и предыдущая, но казенники были короче и шире, что упрощало их обслуживание в башне. Эта пушка бесспорно считалось лучшей из тех, которыми оснащались танки союзников во время Второй мировой войны.
Первая машина под условным названием А34 была представлена в конце 1943 года. Военные потребовали внести в конструкцию такое количество изменений, что в итоге на танк было установлено 60% новых деталей. Это означало, что А34 не имел почти ничего общего со своим предшественником.Корпус и шасси были действительно похожи на корпус и шасси «Кромвеля» (как и двигатель V-12 Rolls Royce Meteor, прообразом которого стал авиационный двигатель Rolls Royce Merlin). Танк «Комета» также сохранил ходовую часть с пятью опорными катками, унаследованными от «Кромвеля» и «Крусейдера», но на нем в отличие от предыдущих моделей было установлено четыре поддерживающих поворотных катка.Первые опытные модели появились в феврале 1944 года, а машины производства опытной серии были готовы осенью. Однако танк был отправлен на фронт слишком поздно и не смог показать себя. К тому же у членов экипажей не было единой точки зрения относительно этого танка. Большинство считало, что броня, «позаимствованная» у «Кромвеля», недостаточно прочна (так и было на самом деле). Танк «Комета» был немного быстрее своего предшественника. Из-за нехватки средств для быстрого производства двигателей, гусениц и подвесок новой модели до мая 1945 года успели выпустить чуть менее 1200 экземпляров танков. Многие машины использовались во время войны в Корее (1950-1953); в ирландской армии они стояли на вооружении до 1974 года, но все время ощущалась нехватка запчастей.
КРЕЙСЕРНЫЙ ТАНК - КРУСЕЙДЕР
|
Британский танк «Крусейдер» с низким, угловатым и воинственным корпусом выглядел вполне внушительно в конце 1930-х гг. Однако конструкция машины не отличалась новаторскими техническими решениями, и во время первых боев в Северной Африке в июне 1941 года танк оказался мало эффективным.«Крусейдер» - средний крейсерный танк. Он отвечает техническим требованиям 1938 года и, прежде всего, является мобильным танком. Когда английский подполковник Мартел, который служил в отделе механизации армии, в 1936 году отправился в Советский Союз, он был впечатлен новыми танками БТ с подвеской «Кристи», разработанной американской компанией с таким же названием. Эта революционная подвеска, созданная Джоном Уолтером Кристи, давала танку возможность развивать удивительную скорость и была установлена на нескольких моделях танков (один из которых Т-34).Британцы приняли решение перенять метод Кристи и разработать проворный и быстрый крейсерный танк с хорошей броней. Крейсерный танк (или кавалерийский танк) - это разработка британской танковой армии.
В отличие от танков пехоты и тяжелых танков, крейсерные танки используются для выполнения автономных действий, в которых требуется высокая скорость. После нескольких испытаний танк получил наименование А13 и был взят в производство на заводе в Нуффилде.После внесения изменений он стал называться А13 Мк III «Кове-нантер» (Cruiser Mk V), также были предложены другие машины А14 и А15 (впоследствии получившая наименование А16).Разработка моделей А14 и А16 прекратилась в конце 1939 года, а версия А15 (созданная на основе А13 Mk III) превратилась в «Крусейдер». В начале 1940 года был разработан «Ковенантер» с плоским двигателем «Медоус» с радиатором, расположенным на переднем скате. Эта модель отличалась многочисленными механическими недостатками, которые являлись следствиями плохого охлаждения.
Танк был вооружен пушкой Ordnance QF 2-pounder (пушка калибра 40 мм или «2-фунтовка») и пулеметом «Беса» калибра 7.92 мм. Трапециевидная башня была заклепана. Несмотря на то, что было собрано почти 1800 единиц, из-за многочисленных недостатков ни один танк так и не был использован для проведения операций.Новый танк С течением месяцев технические требования изменились до такой степени, что после внесения поправок на заводе Нуффилд А13 Mk III превратился в тяжелый крейсерный танк.В конечном итоге завод принял решение создать новый танк, сохранив подвеску «Кристи» и удлинив шасси для добавления дополнительного катка (для лучшей проходимости). На танк был установлен двигатель V-12 «Либерти», который был надежнее «Медоуса» и был доступен в больших количествах. В результате внесения этих изменений на свет появился новый танк А15 «Крусейдер» (Cruiser Mk VI).Машина понравилась военным, и в июле 1939 года было заказано 200 единиц этой модели. Весной 1940 года был сделан заказ уже на 400 танков, затем еще почти на 1100. В общей сложности к 1943 году с конвейеров завода в Нуффилде и субподрядчиков сошло 5400 танков.Однако во время первых же боев проявились недостатки «Крусейдера».
ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ - ЧАРИОТИР
|
Этот британский истребитель танков, разработанный в начале 1950-х годов, стал быстрой реакцией на советскую танковую угрозу. «Чариотир» был оснащен шасси популярного танка «Кромвель» и мощным противотанковым орудием. Модель оказалась довольно удачной, но несмотря на это, танк был произведен в небольшом количестве.После 1945 года напряжение между Западом и Востоком все больше возрастало. Американцы располагали атомной бомбой, а СССР опережал США в области бронетехники, советская танковая армия количественно превосходила американские танковые войска. В этой области Советский Союз далеко продвинулся в области технологий. Западные танки во многом уступали разработанному в 1947 году Т-54, рабочей лошадке советских механизированных подразделений. Осенью 1945 года увидел свет неуязвимый ИС-3, оснащенный скошенной башней с броней толщиной 255 мм.
Силы НАТО (организация, созданная в 1949 году) срочно нуждались в новых танках для противостояния волне новой советской техники, которая в любой момент могла обрушиться на Западную Европу. Но разработка и производство нового танка занимает время. «Чариотир» - одна из машин, которые были разработаны в срочном порядке в условиях напряженной политической обстановки.«Чариотир» (что означает «колесничий», то есть тот, кто управлял повозкой в древности) был создан на основе танка «Кромвель».После окончания Второй мировой войны Великобритания располагала сотнями 27-тонных танков, которые развивали высокую скорость, но были оснащены устаревшей 75-миллиметровой пушкой. Чтобы снизить затраты и выиграть время, было решено установить на шасси танка «Кромвель» новую башню с мощным противотанковым орудием.Оружие уже существовало. Это была 84-миллиметровая пушка танка «Центурион», которую только-только начали производить. Осталось только создать башню. В новой башне помещалось всего два человека, но при этом в нее можно было загрузить больше боеприпасов, нежели помещалось в башню «Центуриона». Результаты испытаний были многообещающими - «Чариотир» весил на 10 тонн меньше «Центуриона», но был хуже бронирован.
В скором времени переделка шасси «Кромвеля» для истребителя танков было доверено компании «Robinson and Kershaw».В шасси и корпус танка «Кромвель» практически не было внесено никаких изменений, пять катков и гусеницы без поворотных катков остались на месте. Двигатель «Rolls-Royce Meteor» все еще был достаточно мощным. Главное отличие состояло в башне, которая стала выше и приняла характерную трапециевидную форму.FV 4101 «Чариотир» (официальное название танка) был оснащен лучшей броней по сравнению с танком «Кромвель» (57 мм в передней части и 30 мм на бортах), но для противостояния новому поколению советских танков такой толщины было недостаточно. Несмотря на небольшое увеличение веса по сравнению с «Кромвелем», «Чариотир» сохранил прекрасную подвижность своего предшественника.В боевом отделении могли разместиться 2-3 человека и 50 снарядов. 20-фунтовая пушка Ordnance QF (которая заменила 17-фунтовое орудие времен Второй мировой войны) была создана на основе немецкой 88-миллиметровой пушки, от которой она переняла свою длину в 66,7 калибров. Пушка стреляла бронебойными снарядами с баллистической головкой (1020 м/с) и стреловидными снарядами, способными развивать скорость до 1350 м/с.В общей сложности было произведено 442 экземпляра танка «Чариотир». Они поступили в танковые полки пехотных дивизий. В середине 1950-х годов танки поступили на вооружение иностранных танковых армий. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий